Людмила Россенко, блогер: "Читали уже новости про новый мощный и единственный в России завод по производству акриламида и полиакриламида, который вот-вот построят и запустят в Саратове? Нет? И даже не слышали про сумму инвестиций, которую планирует вложить в производство французская компания SNF? К слову, первое упоминание в СМИ и официальных источниках про этот инвестпроект датируется 2012 годом. Но, если вы, как и я, только сегодня об этом узнали, то вот вам официальные цифры и данные. Появится 160-200 новых рабочих мест. Производственная программа предприятия формируется с учетом двух очередей строительства и предусматривает пуск производства мощностью 60 тыс. тонн полиакриламида в 2019 году и постепенное наращивание объемов выпускаемой продукции до 150 тыс. тонн в год. Сумма инвестиций – порядка 3,5 миллиардов рублей. Саратов станет настоящим флагманом отечественной химической промышленности, крупнейшим экспортером акриламида и полиакриламида, сможет обеспечить всех желающих нашим, российским сырьем.
Круто, правда?
Особенно, если не знать, чем обернется нам с вами такая сказочная удача.
Во-первых, давайте выясним, что это такое – акриламид, и с чем его едят. Это не фигура речи, мы все с вами потребляем акриламид с пищей, в естественном виде он образуется в результате термической обработки продуктов, химикат содержится в чипсах, выпечке, картофеле фри, сухих завтраках, прочих вкусностях, а также в сигаретах. Акриламид – это канцероген, то есть вещество, вызывающее рак, и одновременно мутаген, который поражает клетки организма на генетическом уровне. Я не химик и не генетик, поэтому привожу данные из официальных докладов Всемирной организации здравоохранения и Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных наций, которые с 2002 года регулярно выступают за снижение потребления акриламида и его использования в мировой пищевой промышленности.
Во-вторых, для строительства завода в том месте, где он запланирован, нужно внести изменения в правила землепользования и застройки, а еще поменять класс опасности для этой территории - со второго на класс высокого отрицательного воздействия на окружающую среду. Это решение депутаты областной думы утвердили.
Круто, правда?
В-третьих, саратовский завод будет не булочки выпекать, конечно. Полимер нужен нефтяникам (а именно на площадке ООО «Саратоворгсинтез», принадлежащего ПАО «Лукойл», будет строиться химический завод), чтобы выжимать максимум из недр.
Главное свойство полиакриламида – это способность увеличивать отдачу нефтяных скважин на 15-20%. Об этом честно еще до начала проекта заявляла французская сторона. Девиз компании – «Подключай и качай» - как нельзя лучше отражает суть проекта. А вот местные акриламид-амбассадоры в лице экологов-министров и экологов-общественников, почему-то решили прикрыть истинную причину благими целями типа ускорения роста лесов и так далее. Больше всего меня удивило, что таким амбассадором и представителем завода оказался известный общественник, руководитель «Зеленого патруля» Игорь Шопен, который до недавних пор так любил давать интервью и рассказывать о том, как Саратов задыхается от вредных выбросов промышленных предприятий…
В 2009 году в интервью Елене Ивановой Шопен иронизировал над методами Гринпис, называл их «пробитыми идиотами», говорил, что в «Зеленом патруле» - «люди, которые хотят в меру своих сил улучшить экологию того места, где они живут». Что-то пошло не так, Игорь Владимирович? Где вы свернули не туда?
P.S.
Да, можно относиться скептически, надеяться, что этот проект разделит участь прочих, несбывшихся, но планы по строительству еще одного онкоцентра в Саратовской области и заинтересованность нефтяников намекают на обратное…"