Журналист информационно-аналитического отдела "Саратов 24" Мария Смирнова: "Нужны ли Саратову мировые премьеры? Ответить на этот вопрос сейчас активно пытаются пользователи Facebook. На этой неделе в оперном театре состоялась мировая премьера балета «Вешние воды». Рискованное мероприятие — написали критики еще до выхода постановки в свет. Мало того, что произведения Тургенева уже лет сто не в ходу у музыкальных театров, так ещё и композитор Владимир Кобекин прежде писал музыку только для оперы. А его «Маргарита», отмеченная престижной «Золотой маской», быстро потеряла интерес у зрителей. Так стоило ли тратиться? Интернет-пользователи «выводят на авансцену» цифры. На сайте госзакупок сумма всех «лотов» на постановку «Вешних вод» превышает два миллиона рублей. А вдруг балет повторит судьбу оперы?
Но должно ли искусство остановиться в развитии, если зрители перестают «голосовать ногами», и залы театров пустеют? Яркий пример - «Лебединое озеро». Один из самых популярных сейчас балетов в мире провалился на своей премьере в Большом театре в 1877 году. Критики были безжалостны. Чайковского обвинили в том, что он вставил в музыку слишком много медных и ударных инструментов. Балет на сцене прожил два года, не пользовался успехом и был снят с репертуара. За первый показ театр получил доход в 1918 рублей, второй - 877 рублей, третий еле перешагнул порог в 300. Вернулась постановка на театральную сцену уже после смерти композитора — в 1895 году. Балет поставили Петипа и Иванов. Это был колоссальный успех. История знает и другие примеры - уже из другой «оперы» - с операми. «Кармен», «Травиата», «Тангейзер», «Руслан и Людмила», «Севильский цирюльник» - их премьеры проваливались. Отношение к искусству переменчиво. И, может, постановка повторит судьбу других. Однако успех "Вешних вод" - премьера прошла при полном зале, из истории уже не вычеркнуть."