Сегодня день памяти Казанской иконы Божией Матери. Об истории Казанского образа Пресвятой Богородицы и случаях чудесной помощи в своем блоге написал священник Денис Каменщиков.

"Страшный пожар случился в Казани в 1579 году. Огонь истребил половину Казанского кремля и часть города. Еще много дней после этого в воздухе висел ядовитый запах гари, а там, где совсем недавно стояли дома, теперь возвышались закопченные печные трубы. На это пепелище для пополнения Казанского гарнизона и прибыл молодой стрелец Онучин с женой и девятилетней дочерью Матроной. Стрелец походил по пожарищу, повздыхал и, засучив рукава рабочего кафтана, вбил обухом топора первый колышек, чтобы разметить, где поставить избу. К обеду воевода прислал на помощь стрельцов; подошли подводы с лесом — и работа закипела. Ночевать остались тут же, на пепелище. Матрона, завернувшись в шерстяное одеяло, долго не могла заснуть, а когда, наконец, уснула, то увидела чудесный сон. Во сне девочке явилась Матерь Божия, повелевая сообщить Казанскому архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее образ, указав и место на пепелище, где надо было копать. Утром Матрона рассказала об этом родителям. Отец в ответ лишь махнул рукой и, перекрестившись после завтрака, тут же взялся за работу. Мать тоже не придала словам дочери никакого значения. На следующую ночь Пресвятая Богородица явилась вторично, а на третий раз девочка во сне увидела саму икону, от которой исходил грозный голос: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». Мать испуганной девочки отвела дочь к воеводам и архиепископу Иеремии, но никто не поверил словам ребенка.
Отчаявшись получить помощь от городских властей, Онучины самостоятельно принялись за поиски иконы, и, лишь девочка взялась за заступ и стала копать около печи, появилась икона Богоматери, обернутая в ветхий суконный рукав. Лик иконы был ясный, будто только что написанный, нисколько не пострадавший от огня. Узнав о чуде, архиепископ с градоначальниками торжественным крестным ходом пришли на место чудесного обретения иконы и перенесли ее в церковь Николы Тульского, затем после молебна — в Благовещенский собор.
События явления и перенесения образа описал священник Никольской церкви, Ермолай, будущий митрополит Казанский и затем патриарх Московский Ермоген, мученически пострадавший за Православие в Смутное время. Ему принадлежит и служба в честь Казанского образа, включая известный тропарь: «Заступнице усердная…» Он засвидетельствовал и первые чудеса, свершившиеся во время торжества: по дороге прозрел Иосиф, бывший слепым уже три года, в самом соборе исцелился другой слепец — Никита.
Царь повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь на сорок инокинь; отроковица Матрона вместе со своей матерью первыми приняли в новой обители пострижение. В 1594 году здесь был заложен для хранения Казанского образа обширный собор, в обитель делались обильные вклады утварью, образами, ризами; чудотворная икона была обложена царскими дарами — золотом, драгоценными камнями, жемчугом.
29 июня 1904 года несколько грабителей во главе с неким Стояном-Чайкиным забрались в собор и похитили икону вместе с драгоценным окладом. Святотатцев вскоре поймали, однако ни ризы, ни самого чудотворного образа при них уже не было. Грабители уверяли, будто ризу они распилили и продали ювелирам, а икону бросили в печку, чтобы проверить, в самом ли деле она чудотворная. Было это в доме купца Шевлягина в Казани. Многолетнее следствие и сопоставление противоречивых показаний святотатцев тогда ни к чему не привело. Однако тысячи православных людей верили и продолжают верить в то, что икона сохранилась и когда-нибудь будет вновь обретена.
Русской Церковью особо почитались два чудотворных списка с Казанского образа Божией Матери: Московский и Санкт-Петербургский. Первый список, после тайного воззвания Патриарха Ермогена взятый казанской дружиной в поход в 1611 году, был передан дружинам северных городов под руководством князя Димитрия Пожарского, шедшим на освобождение столицы от поляков.
«Особенно памятно избавление нашей земли милостью Божией Матери от владычества поляков в 1612 году,— говорит в одной из своих проповедей архимандрит Кирилл (Павлов).— В ту скорбную пору, когда царский род на Руси совсем было пресекся, в нашем Отечестве стали происходить беспорядки, которые и привели к полному безначалию. Этим поспешили воспользоваться поляки: они захватили в свои руки Москву и с ней — до половины царства русского. Опасаясь так навсегда и остаться под властью ига польского, русские люди встали на защиту своего Отечества, возложив при том упование на Небесную Заступницу, к Которой и обратились с горячей мольбою о помощи в борьбе против врага. Войска взяли с собой икону Божией Матери, именуемую Казанскою, и, предводительствуемые Ею, приблизились к Москве. Был объявлен пост, весь народ и воины три дня постились и горячо молились пред чудотворной иконой Царицы Небесной о даровании им победы. И Пренепорочная Владычица услышала молитву их и Своим предстательством испросила у Милостивого Сына и Господа Своего помощь и одоление на врагов русским людям. Явившийся ночью в сонном видении томившемуся в заточении у поляков греческому архиепископу Арсению преподобный Сергий Радонежский сказал владыке, что Господь по молитвам Матери Своей и святителей московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа на следующий же день низложит захватчиков и первопрестольный град российский возвратит в руки русских людей.
Ободренные этим известием воины наши 22 октября с Казанской иконой Божией Матери без особого труда взяли Москву и освободили Отечество от иноплеменников. Таким образом, и страна, и Церковь были избавлены от иноземного порабощения. Благоговея пред Небесною Помощницей, благодарное воинство и все граждане столицы в следующий же воскресный день совершили молебное пение ко Пресвятой Богородице, спасшей русское государство. Крестным ходом, неся Казанскую икону, прошли они до самого Лобного места, причем в воротах Кремля встретил их святитель Арсений с другой святыней — сохраненным им в плену чудотворным Владимирским образом Богоматери. А чтобы память спасительного заступления Пресвятой Богородицы за Отечество наше не ослабела от времени, вскоре единодушно положено было совершать ежегодно торжественное воспоминание о чуде Ее… 22 октября (4 ноября по н. с.)».
Второй чтимый список, принадлежавший вдовствующей царице Прасковии Феодоровне, был перенесен в числе других святынь императором Петром Великим в обустраиваемую им северную столицу, где он стал одной из главнейших святынь. В 1811 году в честь этого образа был отстроен кафедральный Казанский собор.
В следующем, 1812 году Михаил Кутузов, назначенный императором Александром I главнокомандующим Русской армией, перед отъездом в действующие войска молился перед петербургской святыней и через возложение на него святой иконы получил благословение Матери Божией на святое дело борьбы с захватчиками.
Из награбленного французами серебра, отобранного казаками, в соборе Кутузовым был устроен серебряный иконостас — дар Божией Матери. Прах славного полководца упокоился под сводами Казанского собора рядом с чудотворным образом Богоматери, не отвергнувшей его молитв и даровавшей русскому воинству под его предводительством победу над армиями Наполеона."

Автор Юлия Трекозова