Постановка как магнитом притягивает к себе крылатую лермонтовскую фразу: "Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно". На протяжении всего часа, пока двое актеров рассказывают печальную историю распавшейся семьи и сломанной человеческой жизни, растерянный, слегка ошалевший зритель находится в замешательстве, не зная, плакать ли ему, наблюдая за неудачными попытками героя залезть в петлю, или смеяться, когда несостоявшемуся самоубийце предлагают протестировать новый стиральный порошок. На мгновение у отчаявшегося мужчины появляется надежда на то, что образовавшуюся в его жизни пустоту сможет занять другая, и, на этот раз, уже настоящая женщина. Но ... все надежды безжалостно рушат стулья, которые торжествующе уносит с собой новая пассия.
"Меня привлекает сюжет, когда одна семья исчезает, а другая появляется. Но, к сожалению, появляется она по тем же принципам набора каких-то материальных вещей, а не духовной близости. Нам кажется, что эти вещи принесут нам счастье. Можно все автоматизировать, но пельмени, слепленные руками собственной жены - это совсем другое. Как ни странно, в сегодняшних семьях нет личного контакта", - рассуждает сам режиссер.
Сценической партнершей Юрия Лапшина, который готовил спектакль настолько самостоятельно, что выступил в нем и в качестве художника, и лично исполнил главную роль, стала молодая актриса Василиса Одоевская. Но это еще не все действующие лица, которые появляются на сцене. В конце концов, нельзя забывать о создающих изящно смешные пантомимы тенях, роли которых виртуозно исполнили артисты "Версии". Над актерской пластикой потрудилась хореограф Светлана Титова.
К репетициям актеры приступили с февраля, и проводить их пришлось в разных залах. Самым сложным оказалось зрительно расширить маленькую и достаточно интимную историю так, чтобы она полноправно заняла всю сцену. Для Юрия Лапшина это был новый, но интересный опыт. "Пришлось придумывать какие-то вещи, чтобы заполнить это громадное пространство", - признается он.
Решать дальнейшую судьбу постановки предстоит художественному руководителю "Версии". И в случае, если это решение окажется положительным, можно не сомневаться, что "Четвертый стул" заставит саратовцев рыдать от смеха.