На заседании Общественного Совета при уполномоченном по правам человека Саратовской области состоялось заседание, посвященное неформальной занятости. По словам омбудсмена Татьяны Журик, к ней поступает много жалоб от жителей области.
"Граждане часто говорят о том, что работодатели не стремятся оформить трудовые договоры, - пояснила Татьяна Журик. - Буквально вчера я получила жалобу. Заявительница работала на предприятии и занималась уборкой помещений. Женщина предложила заключить договор с работодателем, он отказался. Также ей не оплачивали больничный. Даже когда надзорные органы выходят на проверку по таким фактам, часто бывает невозможно установить нарушения трудового законодательства. На нашем сайте мы провели опрос, сталкивались ли саратовцы со случаями неформальной занятости. Ответили «да» 65% опрошенных. Мы на разных совещаниях постоянно говорим, что у нас есть проблема неформальной занятости. Много сил контрольно-надзорными органами прикладывается в этом направлении. Но, тем не менее, огромное количество человек, 280 тысяч из 1,5 миллионного трудоспособного населения, официально нигде не числится".
По словам замминистра труда, занятости и миграции Саратовской области Натальи Михайловой, от теневиков теряет как государство, так и сами сотрудники, работающие нелегально. Большую нагрузку несут региональные бюджеты на финансирование системы ОМС, за неработающих официально приходится перечислять взносы. Кроме того, неофициальная занятость влечет за собой массовые нарушения трудовых прав: отсутствие соцвыплат, больничного, отпускных. Нелегалы теряют трудовой стаж, соответственно пенсия не начисляется. Согласно данным статистики больше всего неформальная занятость распространена в сфере торговли (35%), сельском хозяйстве (15%), строительство (12%) и транспорт (10%).
"Чаще всего выявляют нелегалов муниципальные комиссии, - говорит Наталья Михайлова. - Материалы проверок направляются в прокуратуру. Много рейдов проводится. Например, мы проводили проверку торговых точек на проспекте Кирова. Практически в каждом магазине был выявлен сотрудник, с которым не заключен трудовой договор. Кто-то из работников осознанно не хочет оформлять трудовые отношения. Один из нелегалов так и сказал – «Мне нужно кормить семью». Конечно, какая-то доля неофициально занятых «выходит на свет». Например, нам удалось вернуть в областной бюджет более 100 млн. рублей за счет легализации трудовых отношений. По числу легализованных работников среди регионов России наша губерния занимает 15-е место и 5-е - в ПФО".