Глава "Россотрудничества" стал гостем в студии телеканала "Саратов 24". В выпуске еженедельной программы обсудили деятельность агентства.

В Саратовскую область прибыл федеральный политик и руководитель Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Евгений Примаков.

Он принял участие в программе "Гость в студии". Он рассказал о деятельности "Россотрудничества", которое возглавляет с 2020 года, а также о функциях Русских домов, открытых более чем в 80 странах мира, а также ответил на вопросы ведущего Павла Фитилева.

Евгений Александрович, в Саратов вы приехали из Самары. Там, по сообщению СМИ, встречались с местным губернатором и подписали ряд документов. Самарские журналисты назвали совместную работу с Россотрудничеством плодотворной. Аналогичная встреча у вас прошла в Саратове, уже с нашим губернатором. Ее итоги можно также назвать плодотворными?

Безусловно. "Россотрудничество" работает с Саратовской областью дольше. Меня порадовало, что мы с Романом Викторовичем (Романом Бусаргиным - прим.ред.) обсуждали очень конкретные практические проекты по нашим обменным программам. То же самое происходило и с вузами, с ректорами, с которыми я сегодня виделся.

У нас есть несколько обменных программ. Есть программа "Новое поколение", по которой тысяча иностранцев приезжает ежегодно в Россию. Это молодые специалисты в возрасте 25-35 лет. Понятно, что вся тысяча не приедет в Саратов сразу. 

Они равномерно распределяются по России. Но какое-то количество специалистов, которые нужны здесь для того, чтобы провести мастер-классы, семинары, для того, чтобы Саратов мог себя показать с лучшей стороны для этой аудитории, мы, конечно, привезем сюда. 

Есть программа "Здравствуй, Россия". Она предназначена для детей соотечественников в возрасте 14-19 лет. Зная, как много немцев Поволжья, в том числе из Саратова уехало зарубеж, и какого размера эта диаспора сейчас в Германии, они очень заинтересованы в том, чтобы приезжать сюда. К слову, некоторые русские немцы хотят вернуться в Россию. 

Особенно это удивительно в нынешние времена. Видимо, у них происходит какой-то выбор. Мы хотели бы их привезти. Это было бы интересно для Саратова, чтобы себя показать внешней аудитории, как место, куда можно и нужно приезжать, чтобы провести время и узнать что-то новое.

А как происходит выбор схемы продвижения? Она общая для всех регионов страны или для каждого разрабатывается отдельно?

Для каждого региона продвижение происходит индивидуально. Мы стараемся найти какую-то фишку, которая будет интересна внешней аудитории. Работа по продвижению региона - это всегда "штучный товар" и эксклюзивная история. Здесь мы ориентируемся на конкретные интересы, когда регион говорит, где именно ему нужно продвинуться.

Какие еще страны могут заинтересовать Саратовскую область (или уже заинтересовали)? И, наоборот, каким странам интересен наш регион?

Я абсолютно уверен, что для Саратовской области органично продвижение на территории бывшего Советского Союза, а также в Евросоюзе. Тем более, что у Саратовской области есть своя граница с Казахстаном, и это тоже многое значит. Мы видим, сколько студентов из Казахстана обучается в той же Юридической академии, какой большой интерес у студентов-медиков из Узбекистана, чтобы учиться здесь.

Если говорить о таргетировании региона, то нам важно чтобы его презентовали не привычным и скучным методом (например, на листовках). Нам интересно, чтобы регион себя показывал с тех позиций, в которых он силен. Саратов - безусловно, студенческий город. Соответсвенно, он проявляется себя в сфере образования. Далее - IT- сектор. Затем - сельское хозяйство, агрономия. Это тоже востребовано во многих странах мира.

А в современных реалиях эти взаимовыгодные поездки и сотрудничество реальны, как это было раньше? Или сейчас это изменилось?

Разумеется, реальны. Мы, с позиции агентства "Россотрудничество", видим определенные сложности в работе в так называемом Западном мире. Но это старый, не очень добрый стереотип о том, что все интересное и весь бизнес происходит там. Например, Соединенные Штаты уже давно обошел Китай по валовому продукту на душу населения, по паритетной стоимости. 

В Азии огромный развивающийся рынок. Также у нас стратегический, политический приоритет по ближнему зарубежью. Мы гораздо сильнее зависим о того, насколько безопасны наши границы, насколько доброжелательны к нашему бизнесу, к русскому языку относятся наши ближайшие соседи.

Старый стереотип состоит в том, что мы поедем в Европу, и там купим себе джинсы и новый видеомагнитофон. Хорошо, что это закончилось.

Вернемся к встрече с саратовским губернатором. Вы предложили создать группы саратовских специалистов по обмену опытом, которые помогут жителям стран ближнего и дальнего зарубежья в таких сферах, как здравоохранение и образование. Как это должно выглядеть на практике?

Эту программу мы делаем вместе с Ассоциацией волонтерских центров, Росмолодежью, с Русской гуманитарной миссией. Называется это "Миссия Добро". Одно время был очень популярен такой формат, когда иностранные добровольцы приезжали сюда из разных стран, жили в семьях, учили, лечили и так далее. Мы решили не изобретать велосипед, поэтому хотим отправить наших волонтеров, добровольцев (здесь не так важен их возраст). 

Нам интересно, чтобы это были специалисты, которые приносят какую-то социальную пользу. Это способ презентовать регион с лучших сторон, презентовать образование, которое они получили в Саратовской области. Также это способ поощрить успешных специалистов интересной, содержательной поездкой.

Главная функция "Россотрудничества" - это усиление гуманитарного влияния России в мире. Насколько гладко эта деятельность осуществляется в современных реалиях?

Русские дома (наши культурные центры) по-прежнему работают. В некоторых странах Европы мы закрылись, и это был не наш выбор. Это Словения, Словакия, Хорватия, Северная Македония, Черногория. Где-то местные власти сказали, что выходят из соглашения по культурному взаимодействию. Где-то просто выслали наших сотрудников и не продлили им визы. Тем не менее, мы видим, что в той же Европе, как бы она ни была недружественна сейчас, гораздо больше людей пришло учить русский язык на курсы в наших культурных центрах. 

Еще до начала специальной военной операции мы начали перебрасывать наши ресурсы. Ровно исходя из той самой логики, что наши интересы и ценности в первую очередь находятся в ближнем зарубежье. Поэтому сокращалось число ставок где-нибудь в Париже и Берлине, но появлялись интересные проекты в Киргизии и Казахстане. Эта работа будет, безусловно, продолжена.

Если говорить о деятельности Русских домов, то чем еще занимаются их сотрудники, помимо обучения русскому языку?

Это обменные программы, набор студентов для обучения в России по квотам Правительства. Ежегодно наше Правительство оплачивает обучение 30 тысячам студентов. Еще буквально несколько лет назад их было 15 тысяч. Их количество увеличилось в два раза по поручению президента. И то, что это затратная история, - очень формальная точка зрения. На длинной дистанции это способ получить "послов нашей доброй воли" в этих странах. Далее, каждый из этих квотников за собой в понравившийся университет притягивает два-три человека контрактников, благодаря которым вуз может получить доход. А регион получает людей, которые снимают жилье, а также пользуются услугами кафе, такси и так далее.

Иностранные студенты - это выгодно. И благодаря увеличению квоты, мы вошли в Топ-5 стран в мире, где популярно и востребовано получение высшего образования для иностранцев.

Также среди функций Русских домов работа с соотечественниками, которые должны сохранять культурную и языковую идентичность, связи между городами, продвижение регионов, продвижение высшего образования. Также там историко-мемориальная работа и, безусловно, продвижение русского языка.

Чтобы более подробно узнать о деятельности "Россотрудничества", смотрите программу "Гость в студии" на телеканале "Саратов 24" сегодня, 10 февраля, в 19:00.

Автор Ксения Несвицкая