Картины неизвестных авторов. Один попытался повторить за бельгийским художником Девидом Тенирсом Младшим. Написал копию. А вот второй подделал оригинал.
Но с первого раза отличить подделку от копии у меня не получилось. Чтобы определять на "глаз" подлинность картины нужна тренировка. А еще знание нескольких секретов. По словам куратора выставки Татьяны Савицкой, в 17 веке мастера из западноевропейских столиц пытались подражать художникам - живописцам из одной страны.
Татьяна Савицкая, куратор выставки:
"Подделывали в основном голландских художников. Потому что их картины очень невероятно популярны. В 17 веке французы под них пытались писать".
И копировать голландцев ни у кого не получалось. Раскрываем секрет. Все дело в полотне. Нидерландские художники писали на деревянных листах. Их заказывали из Прибалтики, где выращивали дубы на специально подготовленных почвах. Отмачивали полотна в определенном растворе около пяти лет. И уже в мастерских Голландии художники занимались обработкой.
Татьяна Савицкая, куратор выставки:
"Направления волокон доски должны соответствовать формату картины. Например, если картина горизонтальная, то горизонтальное направление волокон. Если круг, то диагональные волокна. Вертикальная картина не может быть с горизонтальными волокнами".
Ну, и, конечно, нужно всмотреться, как художник использует пространство в картине. У подлинников все логически взаимосвязано. Персонажи обязательно контактируют или общаются между собой. Больше теплых тонов в композиции. И еще одна деталь - свою подпись художники делали, так, чтобы не заметили. И обязательно теми цветами, которые использовались в картине.
Полина Попенец, корреспондент:
"Исходя из тех секретов, которые мы раскрыли. Попробуйте и вы определить на глаз. Картины 17 века неизвестного фламандского художника. Владелец одного из этих пейзажей заказал парную к ней. Как подражание. Где оригинал, а где копия?".