Во что уперлись вагоны скоростного трамвая.

дума по скоростному трамваю.jpgДепутаты Саратовской областной Думы разобрались в причинах срыва реализации проекта скоростного трамвая на 9-м маршруте. Совещание в региональном парламенте, прошедшее 31 января, стало реакцией на многочисленные вопросы и жалобы жителей Саратова, которым обещали запуск первой обновленной ветки ещё в прошлом году.

Мигачев в вагончике.jpgНапомним, первые сигналы о том, что проект пробуксовывает, пришли из прокуратуры. Надзорное ведомство сообщило, что заказчик «Саратовгорэлектротранс» и подрядчик «Фракджет-строй» не выполняют обязательства по проекту и вынесло предостережения организациям и главе города. После этого Лада Мокроусова заявила о переносе сроков запуска трамвая чуть ли не на год. Губернатор Роман Бусаргин в ответ на немой вопрос общественности пояснил, что на самом деле никто не собирается переносить сроки и пообещал запустить трамвайную линию в марте 2024 года. Кроме того, глава региона раскритиковал работу своего заместителя Павла Мигачева. Тогда Бусаргин распорядился поставить на месте стройки специальный вагончик. Но работать в нем Мигачеву пришлось недолго – уже накануне Нового года он был снят с должности.

В самом начале 2024 год стало известно о расторжения договора с «Фракджет-строем» и все работы остановились – первые 100 метров проложенных путей на 9-ом маршруте засыпало снегом. Режим тишины нарушили депутаты Облдумы, которые сообщили о плохо проработанной проектно-сметной документации, которая каким-то образом с недостоверными данными по геологии и с полным отсутствием дренажа прошла госэкспертизу. Всю вину за это  председатель комитета по социальной политике Облдумы Роман Грибов возложил на проектировщиков. Парламентарии пригласили объяснить эти факты оставшегося в строю после кадровых чисток министра транспорта Алексея Петаева.

Алексей Петаев_скоростной трамвай.jpgТо, что в срыве проекта виноват кто угодно, но только не подрядчик, было понятно всем участникам совещания, но не Петаеву и заказчику реконструкции «Саратовгорэлектротрансу» (учредитель СГЭТ – минтранс области - прим.ред.). Они признать ошибки не захотели.

Министр Петаев, после отставки Мигачева, оставшись один на один с проблемой, пытался оправдаться. По его словам, на 31 декабря 2023 года строительная готовность проекта на маршруте №9 составила ноль процентов. Именно это якобы и стало основанием для расторжения договора с подрядчиком, отношения с которым должны быть разорваны окончательно 22 февраля. О том, почему подрядчик не смог выполнить своих обязательств, чиновник скромно умолчал.

Правда, Петаев поторопился успокоить депутатов, сообщив им, что на остальных маршрутах, где заняты другие подрядные организации, работы "ведутся по графику".

Виталий Кирьянов.jpgПредставитель «Фракджет-строя» Виталий Кирьянов представил депутатам иную картину произошедшего. Он сообщил, что организация заключила договор по реконструкции трамвайных сетей в марте, а фактически приступила к работам только 25 мая прошлого года. Вторая часть трамвайного маршрута в центральной части города была передана подрядчику лишь 15 августа. До этого момента на этой части маршрута продолжалась эксплуатация трамвайных сетей.

По словам Кирьянова, переданный заказчиком проект имел ряд существенных недостатков и недоработок. В первую очередь это касается проведения инженерных и геодезических изысканий. В результате подрядчик был вынужден привлечь субподрядную организации для проведения повторной геологической экспертизы, чтобы выяснить состояние грунтов. Это повлияло на сроки выдачи рабочей документации по проекту. Кроме того, были проведены повторные геодезические изыскания в части топографических отметок, перехода через дорогу кабельных линий тягового тока. Из-за этих причин работы затянулись больше чем на четыре месяца.

"Приступили мы осенью к прокладке кабельных линий с внесением изменений по факту", - пояснил Кирьянов. Также он пояснил, что организации пришлось обращаться к заказчику за корректировкой проекта 18 раз.

Представитель РосДорНИИ Наталья Грибакина постаралась занять нейтральную позицию. Она вслед за Петаевым также успокоила народных избранников, сообщив им, что договор с организацией, производящей, например, работы на маршруте трамвая №8, истекает 15 сентября. Грибакина заверила, что поводов для беспокойства нет.

Но при этом она сообщила, что их организация не раз пыталась вмешаться в ситуацию, чтобы не допустить срыва графика работ на 9-ом маршруте.

"Строительный контроль сигнализировал заказчику неоднократно о том, что работы проводятся не в соответствии с проектом. Все это было указано в отчетах, и все рабочие совещания проходили в присутствии заказчика. Строительный контроль может приостановить работы только если есть угроза здоровью и жизни населения", - объяснила Наталья Грибакина.

И все же министр Петаев сохранил оптимистичный настрой до конца совещания и пообещал депутатам завершить реконструкцию трамвайных путей на маршруте №9 к сентябрю. Но не все парламентарии разделили его оптимизм, хотя совещание и закончилось в примирительных тонах – народные избранники попросили чиновников тщательнее проверить всю документацию по другим трамвайным маршрутам и другим проектам в целом. Вопросы остались несмотря на ободряющую информацию о работах на 8-ом маршруте и обещания не «бросать линию на 9-ом».

Александр Бурмак.jpgЭти вопросы озвучил после совещания депутат Облдумы Александр Бурмак«Для чего правительству сейчас необходимо разорвать контракт с подрядчиком, который готов сдать проект до лета? Быть может бывший зампред Мигачев в отместку за свое увольнение убедил губернатора в том, что других вариантов нет?! В итоге область будет искать другого подрядчика, и только к апрелю в лучшем случае удастся заключить контракт. Учитывая то, что изготовление отдельных видов оборудования, в том числе тяговых подстанций, составляет до 6 месяцев, сроки завершения работ прогнозировать очень сложно».

Накануне подрядчик «Фракджет-Строй» подал в суд на заказчика и требует не расторгать контракт и дать возможность завершить проект, потому что срок был сорван не по его вине. Строительная площадка фактически была передана целиком только в конце августа, то есть до этого момента выполнять работы возможности не было. Именно это время, а точнее 135 дней, и просит подрядчик. 

Часть чиновников, ответственных за реализацию проектов скоростного трамвая, уже уволена, другая часть «висит на волоске». Однако вопросы остались. Кто будет отвечать за сорванные сроки? Кто будет завершать проекты? Ответов на них нет».

Депутаты областной Думы пообещали, что теперь они будут пристально следить за судьбой скоростного трамвая и разберутся во всех причинах пробуксовки проекта.