Эксперты бьют тревогу – по данным Росстата среднерозничные цены на картофель выросли на четверть. Это абсолютные рекорд по увеличению стоимости социально значимых продуктов. Кроме того, жители страны стали меньше есть второго хлеба.
По данным Картофельного союза, оптовые цены потянули за собой вверх и розничные. Если в 2016 году отпускная стоимость картошки у сельхозтоваропроизводителей составляла 10 рублей за килограмм, то ныне уже - 12 рублей. Прибавьте сюда торговую наценку и получите еще большие цифры.
Еще один показатель, который тревожит экономистов – падение в России уровня самообеспеченности населением вторым хлебом. Согласно расчетам, картофель производится 90,7% от потребностей, а должно, согласно доктрине продовольственной безопасности, 95%. Бизнес-объединение картофелеводов успокаивает – без любимого гарнира жители страны не останутся. Но корнеплодов, пригодных для мойки и фасовки, то есть хорошего товарного вида, с каждым годом становится все меньше.
Данные федерального центра отчасти подтверждаются и статотчетностью Саратовской области. Так, по информации Саратовстата, в ноябре килограмм картошки в магазине стоил в среднем 17,6 рублей, к середине декабря он подорожал уже до 19,1 рубля, а сейчас готов пробить планку в 21 рубль. Повысились и оптовые цены. Осенью они доходили до 9-10 рублей, а сейчас большие партии продукта предлагают за 12, а то и 15 рублей. Очевидно, что стоимость весной будет еще больше.
Так может ли картофель действительно становится дефицитным товаром? Тем более что к апрелю с полок в супермаркетах отечественный продукты будет вытеснен египетской и израильской картошкой.
Некоторые цифры отчасти подтверждают данный факт. С каждым годом в нашем регионе уменьшается производство данной овощной культурой. Так, в 2016 году в Саратовской губернии произведено 372 тысячи тонн картошки, а в 2017 – уже 359 тысяч тонн. Для сравнения в Воронежской области в 2016 наоборот собран рекордный урожай главного гарнира россиян – 1,5 миллиона тонн картофеля. Что касается посевных площадей, то может наша область и первая в ПФО по производству овощей, но вторая в конце списка по производству картофеля в округе.
По традиции больше всего картофеля выращивается на частных подворьях. Но желающих с каждым годом становится все меньше. Даже сельчане забрасывают огороды, потому что можно зайти в ближайший магазин и спокойно приобрести сетку картошки. Кроме того, прошло 7 лет после страшной засухи 2010 года, но ее последствия аукались в течение долгого времени. Огородники не только лишились всего урожая, еще и семенной материал оказался зараженным опасными заболеваниями. Поэтому на протяжении трех-четырех лет на грядках фактически ничего не росло. Но и это не все причины.
"Налоги на землю стали непомерны высоки для населения, - считает Владилен Поляничкин, председатель Ассоциации садоводов и огородников. – А тут еще подоспел законопроект о садоводничестве, который предписывает строить дачные домики не выше двух этажей и почему-то без подпола. А ведь многие люди хранят в погребах свои запасы овощей на зиму, соленья. Таким образом, владельцев шести соток вынуждают к тому, чтобы их забросить, а горожан толкают в сетевые супермаркеты, где продукты стоят значительно дороже и не всегда качественные".
Картофель, выращенный в нашем регионе, сложно найти на прилавке продуктовых магазинов городов области. Единственное исключение – сезонные ярмарки, некоторые оптовые базы. Лишь энгельсские фермеры пробуют пробиться в сети, создав свой сбытовой кооператив.
"Есть несколько причин, по которым не происходит увеличение посевных площадей картофеля в регионе, - рассказывает фермер из Энгельсского района Павел Щеренко. – Отсутствие нормального семенного материала. Раньше элитные смена ввозились в Россию из-за рубежа. После введения санкций поставки прекратились, теперь мы довольствуемся репродукциями, грубо говоря, семенами, которые уже использовались как посадочный материал. К сожалению, отечественная селекция в нашей овощеводческой нише ничего нового за это время не создала".
Другая проблема овощеводов – недостаток оборудованных складских помещений. Поэтому многие фермеры стараются сбыть урожай прямо с поля, когда цены минимальные. Кроме того, плоды труда заставляет продавать за копейки большая закредитованность хозяйств. Оптовая стоимость картошки начинает расти после новогодних праздников, к тому времени многие сельхозтоваропроизводители остаются с пустыми хранилищами.
"Три года мы не увеличиваем посевные площади под овощами, - продолжает Павел Щеренко. – Потому что после этого шага потянется шлейф проблем – покупка новой техники, увеличение персонала, дополнительные траты на ГСМ. Прибавьте сюда дикорастущие тарифы на свет. Мы фактически работаем на выплату процентов по кредиту банкам".
Некогда картофельный рай Саратовщины – Базарно-Карабулакский район - фактически обеспечивает корнеплодами сам себя. Продукция раскупается местными жителями, и лишь иногда она попадает на ярмарки в областном центре.
"Когда-то мы сажали 100 гектаров картофеля, сейчас вовсе 10-15 гектаров, - поясняет фермер Анатолий Моисеев из села Ивановка Базарно-Карабулакского района. – И ответ очевиден. Потому что несколько лет назад государство хоть как-то датировало наш труд, но потом субсидии на выращивание картофеля исчезли из строки доходов. Хотя по затратам она в десятки раз превышает производство зерна. Я беседовал с коллегами из Подмосковья, Брянской области. В этих регионах многие сельхозтоваропроизводители высаживают картошку на полях в 1000 и более гектаров. Потому что под боком столица – но там и цены совершенно иным, чем в провинции, и спрос постоянный.