В современном мире образ спортсмена, как человека, обладающего тонусом мышц и развитой мускулатурой, уже становится пережитком прошлого. И это не удивительно, когда все, что требуется для занятий спортом - это удобное кресло, «мышка» и монитор компьютера, а тренировать приходится не ноги, руки или дряблый живот, а голову.
За свою сравнительно не долгую историю существования зародившийся в США киберспорт успел завоевать немыслимое количество почитателей по всему миру. И это только кажется, что сидеть и решать виртуальные задачи за компьютером не требует ни труда, ни особой выносливости, а у человека, проводящего день за мигающим экраном, всегда есть риск ухудшить состояние здоровья, заполучив искривление позвоночника или проблемы со зрением.
На самом деле, в этой спортивной дисциплине все по-взрослому и очень серьезно. Ведь так же, как и любой другой вид профессиональной физической активности, в киберспорте спортсмену требуется «экипировка» – с той только разницей, что раскошеливаться на специальную, не стесняющую движения одежду не придется. На рынке существует невероятное количество полезных девайсов – в том числе, специальные кресла, позволяющие фиксировать наклон шеи и поясницы, чтобы киберспортсмены могли провести как можно больше времени, не меняя положения тела.
В Саратове площадка для профессиональных занятий новомодным спортивным веянием пока только одна: вот уже второй год будущих победителей готовят в стенах СГТУ. По самым приблизительным подсчетам, на весь город наберется порядка десяти тысяч киберспортсменов.
"Нужно понимать, что если человек начинает заниматься данным спортом профессионально, ему придется тратить на это очень много времени, а также следить за своим питанием и уровнем физической подготовки, - объясняет председатель студенческого киберспортивного клуба СГТУ Вячеслав Наумов. – Но на базовом уровне ему потребуется только компьютер и желание. Как таковых противопоказаний к занятию этим видом спорта нет, хотя многие люди, не знакомые с данной дисциплиной, переживают за свое зрение. И совершенно напрасно, потому что при использовании специальных компьютерных очков глаза не пострадают. Кроме того, каждые полтора часа рекомендуется вставать и делать разминку, а также постоянно пить, чтобы поддерживать в организме водный баланс. При соблюдении этих элементарных правил никаких проблем со здоровьем не возникнет. Более того, косвенно киберспорт несет функцию выработки правильного взаимодействия с компьютером. Поэтому базовое знакомство с ним можно порекомендовать офисным работникам, которые зачастую имеют целый букет профессиональных заболеваний".
Если настоящие спортсмены уделяют занятию киберспортом до двенадцати часов в день, то новичкам рекомендуют не переусердствовать и проводить за мониторами не более четырех часов, чтобы не потерять концентрацию внимания.
"В первую очередь, киберспорт развивает скорость реакции и аналитическое мышление, - считает Вячеслав Наумов. - Зачастую спортсмену предлагается продумать стратегию на большое количество шагов вперед. Для технарей, которыми являются наши студенты – это полезные качества. Конечно, с точки зрения развития физических качеств, киберспорт не сможет заменить классические спортивные дисциплины. Но, если говорить о зрелищной составляющей, то он станет прекрасной альтернативой спорта в его традиционном понимании".
В этом году к виртуальному спорту впервые приобщились одиннадцатиклассники из трех саратовских школ, которые получили возможность отправиться на двухнедельные киберканикулы. С 23 июля на базе вуза заработала экспериментальная киберплощадка.
"К нам заявилось много желающих, но мы решили ограничить их до четырнадцати человек, - объяснил Вячеслав Наумов. – Именно с таким количеством ребят, которые распределены между разными дисциплинами и тренерами комфортнее всего работать".
Один из начинающих киберспортсменов Григорий признался, что узнал о существовании виртуальной спортивной дисциплины давно и, разумеется, не без помощи Интернета.
"Все мои сверстники сейчас активно интересуются киберспортом, - уверен старшеклассник. – Конечно, в нем есть свои сложности, но их всегда можно преодолеть. Зато игра в стратегии очень сильно тренирует мозг".
Не исключено, что в сентябре или октябре при Политехническом университете запустят другой аналогичный проект – киберпродленка, предполагающая межкомандные тренировки и соревнования. Тогда приобщиться к оздоравливающему эффекту виртуальной действительности смогут намного больше саратовских ребят.