В Саратове массово признаются и расселяются аварийные жилые дома, в том числе со статусом объекта культурного наследия.

После того, как жильцы покидают свои квартиры в памятниках архитектуры, городская администрация ими никак не занимается.

«Здания не консервируются, не охраняются, становятся пристанищем для бомжей, оттуда выносят все, что можно продать на черном рынке, - возмутился председатель Градозащитного совета при Саратовской областной Думе Владимир Лешуков. - В результате расселенные памятники архитектуры оказываются под угрозой скорого исчезновения».

Не проводят чиновники и системную работу с комитетом культурного наследия региона, чтобы можно было расселенные памятники предлагать в аренду или продажу за рубль.

«Нужно помнить, что здания принадлежат муниципалитету, и все, что находится внутри - кованые балконы, лестницы, имеет стоимость, - отметил общественник Денис Жабкин. - Соответственно, утрачивается муниципальная собственность».

В качестве примеров Жабкин назвал Доходный дом В.А. Намврина - М.А. Норден «Дом Юматова, 1860-е гг.» на углу улиц Провиантская и Рабочая, «Дом жилой, 1890-е гг.» по адресу улица Мичурина, 141, Дом К.Х. Паль на Театральной площади, Доходный дом Раушенбаха Ф.К.

«Предприниматели проявляют интерес к таким объектам, - добавил Жабкин. - Например, есть желающие, готовые взять в аренду и восстановить Дом генерала А.И. Деникина на улице Радищева. Но есть юридические проблемы, которые не позволяют этого сделать. В результате дом ветшает с каждым днем. Уже давно нет чугунных балясин и других элементов».

По подсчетам градозащитников, порядка 50 бывших некогда жилыми памятников архитектуры ждут своих новых хозяев, и их необходимо срочно спасать.

«Тема актуальная и находится на контроле губернатора, - заверил министр области, председатель комитета культурного наследия Владимир Мухин. - Действительно, скопилась критическая масса ОКН, которые являются многоквартирными дома и признаны аварийными. По нашим подсчетам порядка 105, и только 9 из них полностью расселены. Не могу ответить за администрацию, почему до сих пор к нам не поступили акты о неудовлетворительном состоянии зданий».

Еще 11 памятников архитектуры обременены правами третьих лиц.

«То есть потенциально у нас порядка двух десятков объектов, которые могли бы быть предложены инвесторам, чтобы дать им вторую жизнь, - подчеркнул Мухин. - В адрес администрации комитетов внесено 105 представлений и 9 исков о понуждении к сохранению ОКН».

Так потенциальные инвесторы уже долгое время ожидают ансамбль на Кутякова, 12, известный как гостиный двор купца Василия Петровича Баринова. Проект даже презентовался губернатору, он дал поручение развивать многофункциональную территорию. Однако буквально накануне презентации был изъят земельный участок.

Главный архитектор региона Анастасия Пузанова пояснила, что гостиный двор включает усадьбу и флигель. Аварийной признана только усадьба, и земельный участок должен формироваться только под аварийный объект. В мэрии же заверяют, что до завершения судебных споров вопрос межевания является нецелесообразным.
Есть желающие позаботиться и о доме №22 по улице Дзержинского. В нем инвестор хочет открыть музей писателя Михаила Булгакова.

«Мы готовы составить акты, - заверил Владимир Мухин. - Пора уже от слов переходить к делу».

Фото автора.

Автор Екатерина Голубева