Сегодня состоялось заседание общественного совета при уполномоченном по правам человека Саратовской области. Главной темой для обсуждения стали пожары в расселенных домах. На встречу были приглашены депутаты облдумы, представители регионального минстроя, городской и районных администраций, сотрудники прокуратуры и полиции, общественники. Первой взяла слово Татьяна Журик. По ее словам, расселенные пустующие дома активно горят в последнее время.
"На мой взгляд, жители правы, что по какой-то случайности, заброшенные постройки вспыхивать не могут, скорее всего, это поджоги, - предположила омбудсмен. - Ко мне приходит масса обращений жителей. Людей волнует, почему эти дома своевременно не сносят. Мы понимаем, что недогоревшие руины представляют угрозу жизни гражданам. В этих строениях могут находиться люди. Близятся летние каникулы, поэтому на развалинах могут появиться и дети".
Депутат облдумы Леонид Писной объяснил законодательную сторону сноса пустующих строений. Город становится собственником земельного участка после заключения договора мены с владельцем помещения, в котором он проживал ранее. С этого момента вступает в действие 44-й федеральный закон. Проводятся торги, выбирают подрядчика, который будет отвечать за очистку площадки.
"Но на деле происходит большой временной разрыв между фактическим расселением дома и его включением в программу под снос, - подчеркнул депутат областной Думы. - Так исторически сложилось, что заранее деньги на это не закладываются. Всем было понятно, какие дома в 2017 году будут расселены, но на момент их освобождения финансирования не было. Пока проходят все процедуры - согласования, аукцион и т. д. – дом и горит, и разрушается. Я не склонен считать, что в большинстве случаев пожаров стали поджоги. Опустевшие здания, особенно в теплый сезон, облюбовали бомжи. Сейчас в областном центре - 260 отселенных домов, почти четверть из этого числа уже горели".
По мнению Леонида Писного, говорить о сохранности домов, оставшихся без жильцов, это что-то из области фантастики. Даже там, где администрация приняла меры, и возле брошенного здания появился забор, через него все равно можно перелезть или сломать его. Выход из ситуации только один – за год, предшествующий плановому выселению людей, предусматривать финансирования на снос.
Заместитель начальника управления МЧС по Саратовской области Роман Ковбасюк привел статистику вызовов «на заброшенки». С начала текущего года пожарные 63 раза выезжали на возгорания отселенных домов.
"Вопрос ликвидации таких возгораний очень затратен, - высказался Роман Ковбасюк. - Мы только топлива потратили 1,5 тонны. Отчетливо наблюдается тенденция – что выезжаем по несколько раз на один и тот же адрес. Все-таки косвенные признаки того, что это поджоги, существуют. Правда, за руку поймать никого не удавалось. Очевидцы и люди, живущие в округе, рассказывают о несметном количестве лиц без определенного места жительства, которые после пожара разбегаются с места ЧП. Можно понять и горожан, которые обращаются к нам с жалобами. И санитарные условия, и дым, которые сопровождают возгорания, ничего хорошего не несут. Поставить у каждого дома полицейского или пожарную машину мы тоже не можем. Есть хозяева у этих домов, на мой взгляд, с ними и нужно работать".
Представитель управления МВД рассказал, что сотрудники правоохранительного ведомства неоднократно вносили представления в адрес органов местной власти.
"Чердачные помещения в расселенных постройках открыты, можно их хотя бы с помощью досок заколотить, - высказался сотрудник полиции. - По нашим данным, в течение года зарегистрировано более 70 сообщений от граждан. Люди рассказывают о том, что дети ходят по развалинам, в них собираются наркоманы, некоторые заброшенные постройки используются для закладки наркотиков".
Глава администрации Заводского района Максим Сиденко рассказал присутствующим, что на территории района расположены 144 расселенных дома, из них свободны от прав третьих лиц – 20.
"По действующему законодательству расходы по сохранности здания должны нести все собственники помещений, но на практике это невозможно сделать, - пояснил Максим Сиденко. - Если оградить все пустующие в нашем районе дома забором, то его протяженность составит свыше 11 километров, а средняя стоимость забора - порядка 5 млн. рублей".