Повышение штрафов, ужесточение законодательства только способствует повышению числа теневого сегмента в коммерческом секторе экономики. Об этом было заявлено на заседании Общественного совета при уполномоченном по правам человека в Саратовской области.
"Есть ряд экономических проблем, которые объясняют причину, почему бизнес так ведет себя по отношению к работникам, - сказал Михаил Петриченко, уполномоченный по защите прав предпринимателей Саратовской области. - Ужесточение законодательства по отношению к работодателю, увеличение налоговой нагрузки, ужесточение норм увольнения. Работодатель обязан сформировать двухмесячный фонд зарплаты и 6 месяцев перечислять деньги за уволившегося сотрудника, который встал на учет на биржу труда. Сейчас не все предприятия могут себе это позволить. Даже у крупных заводов есть проблемы с перечислением зарплат. Возникают кассовые разрывы и их надо как-то закрывать. Банки неохотно дают в долг. В случае задержек выплаты зарплаты на предприятие выходят с проверкой представители Гострудинспекции и накладывают штраф на юридическое лицо. Суммы колоссальные, особенно для малого бизнеса. Это для промышленного гиганта 500 тысяч рублей – ни о чем, а для ИП – это значит ликвидация бизнеса. А какое наказание несут теневики? В лучшем случае за нелегальное предпринимательство они отдадут 2000 рублей штрафа. Это порочная цепочка для бизнеса, она способствует ухудшению развития экономики". 
Также уполномоченный по правам предпринимателей рассказал, что добропорядочные бизнесмены пытались вывести на чистую воду своих коллег-нелегалов. Например, методом контрольной закупки. Но такие факты не принимаются в качестве доказательства в надзорных органах.
"Для легального бизнеса создается конкурентная среда, снижается получение дополнительного дохода, - прокомментировал Михаил Петриченко. – А ведь предприниматели нередко проводят обучение своих сотрудников, вкладывают в это средства, а потом персонал увольняется, бывшие работники становятся конкурентами. Чаще всего это происходит в косметологии, медицине и строительстве".
Татьяна Склемина, прокурор отдела прокуратуры по Саратовской области по надзору за соблюдением законов в соцсфере, рассказала, что надзорные ведомства в основном проводят проверки по факту обращения гражданина, либо по материалам муниципальных комиссий. От комиссий заявлений приходит мало. Например, в Советском районе было выявлено два факта неформальной занятости на основании жалоб работников. Было подано исковое заявление в суд. Предприниматель был оштрафован на 30 тысяч.
Некоторые представители общественного совета заявили, что эта мизерная сумма.
"Но это смотря для какого предприятия, - возразил Михаил Петриченко. - Многие кто работает в торговле были обязаны приобрести контрольно-кассовые аппараты. В сельской местности уровень доходности небольших магазинчиков не дотягивает даже до этой цифры, 30 тысяч рублей. А на стадии внедрения оборудование для онлайн касс называли ценник в 200 тысяч рублей. Тогда было дано разъяснение – если отсутствует наемная рабочая сила, то аппарат устанавливать не нужно. И что сделали владельцы торговых точек? Они уволили своих работников, а после те продолжали выполнять свои обязанности без трудового договора. В 2017 году 4,5 тысячи планировали поставить кассовые аппараты для торговых точек, а по факту установили – 1,7 тысячи. Вот теперь и посчитайте, сколько «ушло в тень». Если проводить все проверки по закону, следую абсолютно каждой букве, то у нас экономики не будет. Если с пролетарской ненавистью подходить к бизнесу, надзорные ведомства вычистят всех, голое поле останется".