Сторона защиты категорически не согласна с решением суда.
В Омском областном суде завершилось рассмотрение уголовного дела в отношении 37-летнего Николая Чернецова и его сообщников Руслана Черкасова, Павла Васильева, Ильи Стадника и Федора Стельмахова.
Первого судили по крайне редкой статье 210.1 Уголовного кодекса России — занятие высшего положения в преступной иерархии. Также его и остальных обвиняли в похищении человека и вымогательстве. В судебной практике нашего региона "вора в законе" судят впервые. Об этом сообщает портал Om1.ru.
Немного предыстории
По версии обвинения, Чернецов занял положение «смотрящего» за Омском (то есть представителя криминального мира города) после смерти 24 ноября 2021 года своего предшественника Александра Мельникова по кличке Мел. Следователи утверждают, что Николая Чернецова «короновали» в Москве по протекции некоего Раджика Нижневартовского. С последним они познакомились, когда омич отбывал срок в ЯНАО и хорошо себя зарекомендовал в колонии.
Правой рукой или «близким» Чернецова называют его друга детства Руслана Черкасова. За плечами у обоих есть сроки в колониях.
Также на скамье подсудимых вместе с ними оказались ещё три фигуранта. Роли между ними распределялись так. Самый крупный из троицы Федор Стельмахов выступал в роли «физика», для устрашения. Позже он расскажет следователям, что попался по глупости. Он рассчитывал заработать денег, а не получить судимость. Кстати, он единственный в группе, у кого её до этого не было.
Двое других Илья Стадник и Павел Васильев занимались поиском липовых директоров для подставных фирм, через которые отмывались деньги «общака». Следствие называет несколько таких фирм: «Арт», «Анвар», «Каус» и «Крост».
Формальным поводом для их задержания стала история с одним из таких зиц-председателей, 24-летним наркоманом Юрием Штолем. За «услуги» ему пообещали 30 тысяч рублей. Но немного задержали оплату. Парень обиделся, снял со счета компании «Крост» 300 тысяч рублей. И отправился кутить в Сочи. Когда деньги закончились, он вернулся в Омск и решил переоформить фактически не принадлежащую ему фирму на себя и снять все оставшиеся деньги. Когда он пришел в банк переоформлять документы, его «встретили» не слишком позитивно настроенные парни атлетического телосложения. Они сопроводили Штоля в машину и вывезли сначала на кладбище, потом в гараж на окраине Омска.
Сам показания во время судебных заседаний Штоль дать не мог по объективным причинам — к этому моменту он умер. Поэтому зачитывали его показания, данные ранее во время следствия.
Юрий утверждал, что его избивали, заставляли пить пиво и угрожали изнасилованием.
Впрочем, сторона защиты эту версию категорически отвергает. По утверждению адвокатов, все это время в помещении гаража находились другие люди, были открыты окна и двери. Так что, если бы там избивали человека, кто-то из прохожих это бы точно заметил. Также они ссылаются на запись с камеры наблюдения в гараже, где видно, что Юрий Штоль спокойно передвигается по гаражу, сидит на диване и выпивает вместе со всеми.
Давая показания об этом дне, Федор Стельмахов и вовсе сообщил, что они выехали на корпоратив.
Мать Николая в интервью порталу Om1.ru так описывала эту ситуацию:
«Мой сын был гарантом этих денег, Штоль их украл. Как он должен был поступить? Он дал ему несколько пощечин и больше не трогал. На записях это видно. После этого они повезли Штоля в полицию и написали на него заявление о краже. Но в итоге мой сын оказался обвиняемым, а наркоман, похитивший деньги, — потерпевшим».
Впрочем, этот повод, скорее всего, действительно оказался формальным и оказавшимся как нельзя кстати для задержания. Другая, более тяжкая и куда менее доказуемая статья, которую инкриминировали Чернецову, — как раз та самая, редкая 210.1 Уголовного кодекса.
Она сравнительно новая, появилась в 2019 году. И юристы до сих пор ломают копья, насколько целесообразно было её введение. Ссылаются на то, что доказать «занятие высшего положения в преступной иерархии» с соблюдением всех требований и норм Уголовно-процессуального кодекса России практически невозможно. На это же ссылался в прениях сторон адвокат Чернецова Павел Плеханов, делал акцент именно на этом:
«В фабуле обвинения исследуемого уголовного дела нет никаких сведений о том, как именно Чернецов занял высшее положение в преступной иерархии. Каким образом это происходило? Крест целовал, корону, там, не знаю, присягал на верность братве или ещё кому-то? Нет ничего. И в протоколах опроса свидетелей отсутствуют данные о том, что Чернецов кому-либо, когда-либо, где-либо сообщил и обозначился как смотрящий. Нет так называемых прогонов», — подчеркивал он.
С другой стороны, новая статья Уголовного кодекса фактически легализует статус вора в законе, который раньше был известен только в криминальной субкультуре.
Судебное следствие длилось чуть меньше года. В пятницу, 26 апреля, оно завершилось вынесением обвинительного приговора.
«Осуждены пятеро подсудимых. В частности, Чернецов — за занятие высшего положения в преступной иерархии, а также за похищение человека и вымогательство, суммарно за все преступления суд назначил ему 11 лет лишения свободы в колонии особого режима с ограничением свободы на один год. Остальные участники в зависимости от своих ролей получили от пяти до семи лет лишения свободы», — пояснил гособвинитель Дмитрий Коновалов.
Добавим, что во время прений представитель прокуратуры Омской области предлагал назначить Чернецову наказание в виде 16 лет колонии особого режима. Будет ли обжаловано решение суда, прокуратура определится после получения обвинительного заключения.
Что касается самих осужденных, то как минимум несколько из них точно будут подавать апелляции в суд высшей инстанции через своих адвокатов.
Напомним, ранее вор-рецидивист похитил инвалидное кресло из медучреждения.
Фото: Om1.ru
Автор Анастасия Кривега