"Наша молодежь любит роскошь, она плохо воспитана, насмехается над начальством, не уважает стариков, перечит родителям. Наши дети стали просто тиранами", - нечто подобное можно часто услышать из уст старшего поколения.

Вот только слова эти принадлежат не какому-то современнику, а древнегреческому философу Сократу, жившему в пятом веке до нашей эры. Аналогичные высказывания встречаются и у других деятелей прошлого тысячелетия: египетских жрецов, вавилонских политиков. Так что пожилым во все времена свойственен критический взгляд на молодежь.
В наши дни подросткам и вовсе наклеили ярлык «поколение Z», охарактеризовав их как невнимательных, не способных мыслить критически юных созданий, которые полностью погружены в «цифровой мир» и одновременно «интересуются только удовольствиями». Однако ученые Высшей школы экономики выяснили, что данные стереотипы ничем не подтверждаются, и подростки «цифровой эпохи» практически не отличаются от своих предшественников.
Стремление старшего поколения навешать всевозможные ярлыки младшему отмечают и саратовские психологи.
"Так было во все времена: взрослым людям свойственно забывать их собственные ошибки и «болезни роста», - рассуждает психолог Сергей Саратовский. - Как любое живое существо иначе ведет себя в разной среде, так и подросток, к примеру, начала 20-го века несопоставим с подростком 21-го. У первого было больше практических навыков по выживанию в прежних условиях, у второго - в нынешних. Но если их поменять местами, думаю, каждый станет развиваться в соответствии с требованиями времени".
Современную молодежь часто любят упрекать в том, что они с трудом концентрируются на одной задаче. Но дети и подростки всегда демонстрируют более низкий уровень произвольного внимания, нежели взрослые, так как у них еще недостаточно развиты отдельные мозговые структуры и высшие психические функции. В докладе отдельно рассказывают, откуда взялся миф об особенно острых проблемах с вниманием. Оказалось, что всему виной газетная утка.
"В 2015 году многие западные газеты подхватили новость, что, согласно исследованию Microsoft, средняя длительность удержания произвольного внимания в 2015 составила около 8 секунд, что на 4 секунды меньше, чем в 2000 году, - объясняет Наталия Богачева, автор доклада, кандидат психологических наук. - Причиной этого назвали современные цифровые технологии. Однако в 2017 году BBC News обратили внимание на то, что найти это исследование и тем более связать его с работой Microsoft, не представляется возможным".
Точно также с легкой руки журналистов и блогеров на подростков навешали и остальные ярлыки. Например, современных молодых людей часто называют особенно прагматичным поколением, «ориентированным на материальные ценности и склонным к простым удовольствиям».
"Но ориентация на удовольствие связана с существенно расширившимися возможностями получать удовольствие в современном мире, а не с принадлежностью к поколению, - объясняется в исследовании. - При этом статистические данные говорят о снижении интереса к алкоголю и раннему сексу".
Увлечение подростков современными гаджетами породило еще один миф - молодежи намного легче покоряются информационные технологии. Исследования же показывают, что достаточный уровень цифровой грамотности демонстрировали только 34% российских подростков, а их родители и учителя - 31% и 34% соответственно. Сходные результаты показывают международные изыскания.
"Мой сын планирует стать программистом, так что он посещает курсы робототехники, разбирается в устройстве системного блока, запросто может заменить какие-то детали, настроить их, хорошо ориентируется в компьютерных программах, - делится саратовчанка Елизавета. - У меня долгое время складывалось представление, что современная молодежь также "на ты" с компьютером. Оказывается, это совсем не так. Подростки легко осваивают соцсети, умеют выкладывать фотографии, видео, сторис, более серьезное общение с техникой приводит многих в замешательство. Если на уроке у педагога происходит какой-то сбой, сын все налаживает, а остальные ученики смотрят на него как на волшебника. И в принципе это логично, кто-то мечтает стать врачом, кто-то - учителем, и дети развиваются в соответствии со своими предпочтениями".
Тем не менее, современные дети живут в другую эпоху - эпоху разрушения некогда устоявшихся традиций и изменения правил поведения в обществе.
"Да и само общество стало настолько открытым, что каждому из нас трудно удержать в тайне частную жизнь, - отмечает Сергей Саратовский. - Интернет с его соцсетями, новейшие средства наблюдения на улицах и в помещениях, а также прочие новшества научно-технического прогресса - все это диктует современным детям и подросткам новые правила жизни. И, надо сказать, они с успехом справляются с этой задачей. В отличие от нас, взрослых, привыкших жить и мыслить шаблонно".
Действительно, молодежь гораздо легче адаптируется к изменчивому миру. Интернет их не пугает, отнюдь, юное поколение чувствует себя в Сети как рыба в воде и не представляет себе жизни без этого инструмента. Так в 2010 году более половины российских подростков признавались, что ощущают себя более общительными в социальных сетях, чем в реальной жизни. В то же время виртуальное общение не уступает реальному, становясь для подростка источником социальной поддержки и позитивно влияя на чувство групповой принадлежности.
"Мне кажется, что именно сейчас мы находимся в историческом моменте, когда в подростковой и молодежной среде формируется новая элита, - считает Сергей Владимирович. - И эта элита не будет иметь ничего общего с прежними элитарными группами. Это будут люди, готовые строить свое будущее в век информационных технологий и отметающие привычные нам подходы. Но у них будут и свои ошибки, порой роковые. И это тоже часть взросления «информационного» общества. Тем не менее, я бы оставил деление поколений на «X», «Y» и «Z» - слишком в непохожих условиях формировались их личности в юном возрасте, слишком велик разброс задач и условий, которые ставила современная им жизнь".
Об опасности стереотипов предупреждают и специалисты ВШЭ. Подобные предубеждения могут принести реальный вред. Например, исследования в США показывают, что мифы о предыдущем «поколении Y» отразились на отношении к ним работодателей и коллег, создав эффект дискриминации по отношению к молодым специалистам.

Автор Голубева