Музей саратовской гармоники посетили более 30 тысяч человек, а само учреждение вошло в десятку лучших музыкальных музеев страны.
Сегодня, 18 апреля, участники "круглого стола", проводимого по инициативе Саратовской городской думы, обсуждают перспективы развития одного из ключевых местных брендов - саратовской гармоники.
Директор Музея саратовской гармоники Павел Никитин сообщил, что музей посетили более 30 тысяч человек, а само учреждение вошло в десятку лучших музыкальных музеев страны.
"У туристов всегда мало времени, и приходится по заявкам туристов больше играть, чем рассказывать. А для гостей из Франции пришлось даже подобрать "Марсельезу", и с ними спеть", - рассказал Никитин.
Сегодня популяризация саратовской гармоники проводится не только в рамках фестивалей, но также в домах престарелых, детских домах и прочих социальных учреждениях, а в этом году в студию при Дворце творчества детей и молодежи им. О.П. Табакова "пришло как никогда много детей, желающих учиться игре на саратовской гармони".
В свою очередь, председатель городского комитета по общественным отношениям и туризму Евгения Корова выразила готовность запустить в областном центре отдельный экскурсионный маршрут, который заканчивался бы посещением Музея саратовской гармоники.
Далее слово взял руководитель центра "Саратовская гармоника", руководитель инструментального ансамбля "Серебряный перезвон" Сергей Шалимов. Он признался, что в рамках пропагандирования местного музыкального бренда музыкантам приходится исполнять музыку, интересную молодежи, в том числе, эстрадные композиции. Также гармонист проводит дистанционные уроки для аудитории со всей России, а также ближнего и дальнего зарубежья.
"Вот недавно обратились из Калифорнии. Я решил попробовать. Сложность заключается в разнице во времени - двенадцать часов", - объяснил Шалимов.
При желании, обучиться игре на саратовской гармони можно за три месяца. По окончании этого срока начинающие музыканты могут исполнять простые композиции на музыкальном инструменте.
По словам Шалимова, у него дома имеется собственная коллекция гармошек, в которой около двадцати экспонатов.
"Собирал я ее в ущерб семейному бюджету", - не стал скрывать гармонист.
При этом самым сложным в процессе коллекционирования оказался вопрос реставрации старинных музыкальных инструментов.
В Саратове существуют несколько ансамблей, где обучают игре на саратовской гармони. Однако профессиональных гармонистов, по словам Шалимова, в регионе до сих пор нет.
"Нужно выстраивать систему обучения профессиональных гармонистов. В школе учат факультативно, преподают баян и аккордеон", - посетовал Шалимов.
Председатель Общественной палаты Саратова Николай Островский заявил, что в целях популяризации саратовская гармошка должна звучать в аэропорту и на железнодорожном вокзале.
"У нас должны быть эмблемы, значки. Мы со своей гармонью просто просели, она тихонечко ушла. В какой музыкальной школе дети пойдут учиться на саратовской гармони?" - высказался Островский.
Гендиректор фонда культурных инициатив "Саратовская гармошка" Олег Аристархов пожаловался на нехватку мастеров. Существующие ремесленники могут просто не справиться с большим объемом заказов саратовской гармоники. Обучать этой профессии должны в техникумах и колледжах.
Сейчас саратовские мастера изготавливают до пяти гармоней в месяц. Минимальная стоимость одной такой гармони составляет 35 тысяч рублей. Однако существующие станки не рассчитаны на большие мощности и полностью автоматизированный труд, поэтому нуждаются в модернизации.
"Нужно создать свою собственную программу, в которой нужно учесть все недочёты, которые были в прошлой программе по возрождению саратовской гармони. Потом можно общаться и с Саратовской консерваторией", - заявил Аристархов.
Зампред городского комитета по культуре Ирина Бойко пожаловалась на тотальную нехватку преподавателей в детских музыкальных школах Саратова. Особенно остро кадровый дефицит ощущается в Гагаринском районе, где дети хотят, но не всегда могут осваивать азы владения саратовской гармонью.
"Желание есть, а возможность не всегда есть", - констатировала чиновник.
Фото автора
Автор Екатерина Вельт