Жительница Балакова Саратовской области едва не стала жертвой мошенников. Но у 93-летней пенсионерки решили выманить деньги не под предлогом установки окон, водяных фильтров или помощи неведомому родственнику, попавшему в аварию на дороге. На этот раз аферисты попросили наличные на перевозку останков погибшего во время Второй мировой войны брата пожилой женщины.
Всю жизнь жительница Балакова ждала хоть какой-нибудь весточки о своем пропавшем без вести в 1945 году брате. До 1943 года у него была бронь. Молодой человек добился, чтобы ее сняли и ушел на добровольцем на фронт. В одном из последних писем, которые сохранилось в семейном архиве, он сообщил, что направляется на Дальний Восток. Хотя в мае был подписан акт капитуляции Германии, бои на восточных окраинах СССР еще продолжались. Как ни пытались что-то выяснить о судьбе близкого человека его родные, найти хоть какую-то информацию так и не удалось.
Поэтому новость о том, что найдены останки погибшего более 70 лет назад рядового бойца, для семьи стало шоком. На мобильный телефон 93-летней пенсионерки позвонил незнакомец. Молодой человек сообщил растерявшейся женщине, что он представляет некий поисковый отряд при московском госуниверситете. Якобы во время очередной «Вахты памяти» в Орловской области были обнаружены кости ее брата. При раскопках нашлись и две награды – медаль «За оборону Москвы» и орден Славы 3-й степени. По номерам наград вычислили его обладателя. Ну а дальше дело техники – благодаря Интернету удалось выйти на связь с родственниками. Чтобы похоронить погибшего солдата, требовалась самая малость – перечислить деньги на транспортировку останков из Орловской области до Балакова и положить 400 рублей на телефон человеку, сообщившему радостную весть.
Сначала семья, конечно, обрадовалась. Но потом, остыв, выяснилось, что в рассказе неизвестного поисковика много нестыковок. Кровопролитные бои в Орловской области, как известно, шли в 1942-1943 году. А погибший родственник попал на передовую значительно позже и не в этот регион. Странным показалась и просьба выслать наличные на транспортировку останков. И тогда встревоженные балаковцы обратились к местным поисковикам.
"Я впервые сталкиваюсь со случаем, когда проходимцы решили нажиться на людях, потерявших близкого человека на войне. Обратился к коллегам из других регионов - они тоже о подобном ничего не слышали, - сообщил журналисту информационной службы "Саратов 24" Сергей Василенко, командир поискового отряда «Набат» в Балакове. – Пробил номера медали и ордена в базе данных, но они числились за совсем другим человеком. Также я сделал звонок своим коллегам в Орел. Те обратились в местное управление ФСБ. Поисковики вместе с чекистами побывали в селе, где якобы лжепоисковики вели работы. Но, естественно, никого не обнаружили. Тогда наши коллеги подали запрос в районный отдел военкомата – его сотрудники заявили, что никто не давал разрешения на проведение раскопок. Мало того, никакого поискового отряда при МГУ вообще не существует. Номер телефона, с которого звонили аферисты в Балаково, зарегистрирован в Йошкар-Оле, и сейчас он заблокирован.
Представителей «Набата», которые помогли вывести мошенников на чистую воду, насторожил факт – как вообще отыскали аферисты номер мобильного телефона родственников фронтовика. Ведь в действительности на поиски близких погибших солдат уходят порой годы. При этом поисковики обращаются в СМИ, публикуют посты в соцсетях, пишут запросы в районные администрации. В какой-то момент появилось предположение, что к этой истории причастен кто-то из знакомых или родственников, знавших о семейной трагедии.
"Если к вам обратились некие люди, которые уверяют вас, что обнаружили останки или вещи родственников, погибших на поле боя во время войны, да еще и требуют деньги, стоит хотя бы проконсультироваться с поисковым отрядом, - предупреждает Сергей Василенко. – До проведения раскопок на местах сражений абы кого не допускают. Организация должна быть включена в реестр поисковых организаций. Эту информацию легко найти в Интернете. К слову, в последние годы большинство саратовских отрядов проводит «Вахты памяти» в Смоленской, Волгоградской, Ленинградской и Новгородской областях. И никаких денег с родственников умерших бойцов за погребение и транспортировку останков не берут. Из своей практики могу сказать - все расходы на себя берут, как правило, органы местного самоуправления, на территории которого будет находиться место захоронения. Кстати, его местоположение выбирают сами близкие. Последнее место упокоения солдата паспортизируется и ставится на учет в военкомате и местной администрации. На содержание могилы государство должно выделять средства".