В Саратове возбуждено уголовное дело по факту повреждения объекта культурного наследия. Дом Соколовых-Захаровых на Советской, 57 окружен частоколом из металлических подпорок, каркас здания держится на честном слове, сама постройка огорожена забором. Таков итог реконструкции, которую затеяли владельцы старинного особняка, включенного в реестр объектов культурного наследия.
Красивый двухэтажный особняк в стиле неоклассицизма был возведен в 1913 году по заказу известного тогда в городе врача Петра Соколова. Еще два десятилетия назад на постройке можно было разглядеть красивые элементы: украшения в виде листьев, фронтоны, а внутри помещений - лепнину.
На первом этаже располагалась приёмная доктора Соколова, а на втором он жил со своей семьёй. В гости к семейству приходили первый ректор университета Разумовский, краевед Минх. После революции часть здания советская власть у хозяев отобрала. Так в особняке появились коммуналки.
С каждым десятилетием старинный дом, который мог бы украсить центр Саратова, только ветшал. В конце 80-х постройку, исторически имевшую светлый цвет фасада, покрасили в несуразные оттенки - малиновый с синими барельефами. В таком виде он простоял до 99-го, когда ему, наконец, вернули прежний облик и повесили мемориальную доску. На этом, пожалуй, вся забота закончилась.
До 2014 года в здании еще проживали люди. К этому времени памятник культуры лишился отопления, жильцы обогревали комнаты электроприборами. В ванной было страшно оставить воду выключенной, так как зимой она могла замерзнуть в трубах в любой момент. На первом этаже окна частично выбили. Из-за этого часть помещений стали приютом для бомжей.
Потомки Соколовых-Захаровых продали первый этаж дома неким предпринимателям из Москвы. Те решили перестроить его под магазин. Уже тогда оставшиеся немногочисленные жильцы жаловались - стены и полы на втором этаже просели, появились трещины, двери перестали открываться.
Наконец, в 2016 году многострадальный дом обследовали эксперты. В заключении специалисты в целом одобрили проект по сохранению объекта культурного наследия. В частности предполагалось, что вход на первый этаж будет сделан за счет демонтажа одного из окон. Также деревянные лестницы внутри здания планировалось заменить на несгораемые, а вот первоначальный вид парадной двери хозяева особняка должны были воссоздать полностью.
Кроме того, проектом предполагалось заменить деревянные перекрытия на железобетонные, усилить несущие стены и фундамент с помощью металлического каркаса, снести старые перегородки и установить новые. Также собственники были обязаны полностью воссоздать вид фасада с улицы.
Весь перечень работ был согласован. За реконструкцию взялась фирма «Аварис», имеющая лицензию на проведение восстановления исторически ценных зданий. Владельцы заключили с организацией договор.
На объекте рабочие появились осенью 2017 года. На время зимы здание законсервировали. А ближе к весне саратовцы стали замечать - что-то не так. Внешние стены были готовы рухнуть в любой момент, в окнах по-прежнему отсутствовали стекла. Своими наблюдениями горожане поделились в соцсетях. На эти посты обратили внимание в Управлении охраны объектов культурного наследия правительства Саратовской области.
Как рассказала официальный представитель ведомства Анна Севрюкова, в марте этого года состоялось совещание с участием владельцев особняка и сотрудников «Авариса». Последние заявили, что в 2018 году они не проводили никаких работ на объекте. Соответственно, кто частично разобрал несущие конструкции, им неизвестно.
Скорее всего, хозяева старого дома решили банально сэкономить деньги и наняли неквалифицированных «дядей васей», которые сделали все тяп-ляп.
По предписанию властей, собственники в настоящий момент установили железные подпорки к стенам, которые грозят обвалиться в любой момент. Чтобы оценить причиненный ущерб памятнику культуры, необходимо снова проводить экспертизу. В защиту разваливающегося памятника архитектуры подали иск в суд и заявление в правоохранительные органы.
«Суд должен дать оценку действиям владельцев, которые привели к ухудшению состояния памятника, - прокомментировала Анна Севрюкова. – Такие последствия трудно предотвратить, так как проводить проверки мы можем не чаще раза в год, и план рейдов в обязательном порядке согласуется с прокуратурой».
Точку в этой истории, похоже, поставят правоохранители. В областной прокуратуре подтвердили – уголовное дело по части 1 статьи 243 Уголовного кодекса России (Повреждение объектов культурного наследия) действительно возбуждено. Сейчас устанавливается круг лиц, причастных к совершению данного правонарушения.