На заседание комитета Саратовской областной Думы по аграрным вопросам, земельным отношениям, экологии и природопользованию не вынесено ни одного законопроекта. Народные избранники сегодня обсуждают проект по сохранению и предотвращению загрязнения реки Волга.

«Этот вопрос беспокоит всех, ведь мы все живем на Волге, - отметил председатель думского комитета Николай Кузнецов. – Разработан федеральный паспорт приоритетного проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волга». Он утвержден губернатором Валерием Радаевым».
В рамках Паспорта запланированы строительство и реконструкция 27 очистных сооружений и канализационных сетей Саратовской области, проведение биологической мелиорации Волгоградского водохранилища путем вселения растительноядных рыб, подъем и утилизация трех затопленных судов.
В соответствие с проектом Закона о Федеральном бюджете на мероприятия по направлению «Сохранение поступления загрязненных сточных вод в водные объекты Волжского бассейна» в 2019-2021 годы Саратовской области предусмотрено финансирование из федерального бюджета в сумме 92,4 миллионов рублей, в том числе на 2019 год – 32,6 миллионов рублей, на 2020 год – 33,366 миллионов рублей, на 2021 год – 26,387 миллионов рублей. Для сравнения соседней Самарской области выделяется чуть менее 400 миллионов рублей.
«Мы выразили свое недовольство теми средствами, которые предоставлены, - сообщил Дмитрий Соколов, министр экологии и природных ресурсов региона. – По затопленным судам нас включили в работу, мероприятия запланированы на 2022 год. Что касается зарастания Волги, единственный способ борьбы – вселение растительноядных рыб. Об этой проблематике я рассказывал в Астрахани, на рабочих группах, когда формировался паспорт проекта. Все понимают, что именно в этом решение вопроса, но пока ответа и согласия не дано. Здесь необходимо еще много работать, чтобы донести важность проблемы. Механическим способом осуществить это невозможно. Когда Каракумский канал зарастал, запустили белого амура, и проблема благополучно разрешилась».
Парламентарий Зинаида Самсонова упрекнула чиновника, что Саратовская область слабо подготовилась к этой программе.
«Я понимаю, что региональные данные писались с колен, просто, чтобы что-то написать, - возмутилась облдеп. – Почти 700 миллионов рублей требуется только на строительство очистных сооружений в Вольске. А из 85 миллиардов рублей федеральных субсидий регионам Саратовской области выделяются только 179 миллионов рублей. Для сравнения Ульяновской области - 4,9 миллиардов рублей, Самарской области – 13,5 миллиардов рублей, 1,96 – миллиардов рублей республике Марий-Эл. Там что больше промышленных предприятий? У нас и территория не сравнить».
Размер субсидий рассчитывался исходя из объема загрязненных вод. Саратовская область заявила, что у нас он составляет 3,4 миллионов кубометров в год, это 0,11% от общего объема загрязненных вод, поступающих в Волгу. Другие регионы заявляют объемы в десятки, а то и сотни раз, превышающие саратовские.
«Наше желание покрасоваться перед федеральными верхами оборачивается тем, что мы получаем маленькие деньги, - продолжила Зинаида Михайловна. – В Саратове комиссия последний раз собиралась в ноябре. Это никому не интересно. Нам надо помогать министерству и опровергать эти данные».
По словам Дмитрия Соколова, данные о сточных водах формируются на основе отчетов предприятий региона. Народные избранники озаботились вопросом проверок организаций, которые явно занижают объем отходов. По данным природоохранной прокуратуры, штрафы составляют порядка полутора-двух миллионов рублей за год на отдельных водопользователей, а ущерб измеряется десятками миллионов. Судебные решения позволяют хотя бы небольшие взысканные средства пускать на строительство очистных сооружений.
«В программу вошли только крупные регионы-вредники, - пояснил зампред областного правительства Алексей Стрельников. – По официальным данным, по вредности сбросов наш регион находится на последнем месте».
В Саратовской области больше всего сбрасывает в Волгу стоки «Водосток», порядка 45 миллионов кубометров в год. На данном предприятии в 2011-2013 годах прошли мероприятия по модернизации, и их стоки перешли из недостаточно очищенных в нормативно-очищенные.
«Надо вместе пролоббировать, чтобы внести изменения в программу, - предложила Зинаида Самсонова. – Что касается природоохранной прокуратуры, не надо хоронить предприятия проверками и штрафами».