На прошлой неделе на сайте областного Минздрава появилась информация о том, что ведомство утвердило число участников госпрограммы: 49 врачей и 15 фельдшеров – они должны по окончании обучения отправиться в отдаленные ФАПы и больницы. В перечень вакантных должностей включены особо дефицитные специальности в сельской местности - участковые терапевты, врачи общей практики, анестезиологи-реаниматологи, психиатры, заведующие ФАПов. Заманивают специалистов на село с помощью единовременной выплаты. Ее сумма составляет 1 миллион рублей для врачей и 500 тысяч рублей для фельдшеров.
На примере Вольского района информационная служба "Саратов 24" решили выяснить – всегда ли «плюшки» в виде денег привлекают молодых специалистов в сельскую глубинку.
К врачу на попутке
Для начала немного невеселой статистики. В ФАПах и других подразделениях Вольской больницы работают 7 врачей пенсионного возраста, это больше половины всего медперсонала. Пункты в селах Тепловка, Верхняя Чернавка, Девичьи Горки, Спасское, станция Куриловка вообще остались без докторов. Чтобы сельчане вовсе не лишились медпомощи, в эти населенные пункты приезжают время от времени врачи из соседних деревень.
По программе «Сельский доктор» за весь период ее действия трудоустроились 5 врачей – в Барановку, Терсу, Нижнюю Чернавку. Однако два терапевта перешли на работу в периферию из городских поликлиник, а участковый педиатр Барановской амбулатории более двух лет находился в декретном отпуске, а в 2017 году, когда истек срок контракта, уволилась.
Кроме кадрового голода есть еще одна проблема – дороги. 25 сёл Вольского района, где нет ни больниц, ни ФАПов, удалены от ближайших подразделений ЦРБ более чем на 6 километров. Из них с 12 населёнными пунктами отсутствует регулярное транспортное сообщение, поэтому самостоятельно добраться людям до медпунктов проблематично.
Порой дороги могут стоить пациенту жизни. На базе районной больницы существует первичное сосудистое отделение для больных с инсультами и инфарктами. Чтобы оказать качественную помощь больным с таким диагнозом, нужно максимум от 4,5 до 6 часов. В прошлом году женщину, которая «скорая» везла из Междуречья, не удалось спасти, поскольку неотложка по ухабам не смогла доставить пациентку вовремя.
В течение нескольких лет жители поселка Кряжим добиваются, чтобы увеличили число автобусных рейсов. Пока их только два в неделю: в четверг и воскресенье.
"В семи километрах от нас находится ФАП Нижней Чернавки, - говорит жительница села Светлана Синицына. - Пешком в непогоду не дойдешь. Вот и приходится людям ловить попутку или бегать по селу просить подвезти. А ведь большинство населения у нас пенсионеры. Некоторые пожилые люди живут одни и им некому помочь."
Неизвестно куда делись
Чаще всего поисками медиков на селе занимаются главы муниципальных округов. На одном из последних совещаний в районной администрации глава Верхнечернавского образования Ольга Рыжкова просила обеспечить для них подготовку фельдшера, взамен обещала заботу, жилье, невесту или жениха.
Слова, скорее всего, были сказаны в порыве отчаяния, потому что в округе ситуация с медицинским персоналом и правда аховая.
"В Нижней Чернавке в течение пяти лет вела прием участковый терапевт, кстати, получивший миллион рублей, - рассказывает Ольга Рыжкова. – Сельчане были довольны, она приезжала в любое время суток, если кому-то срочно была необходима помощь. Но пятилетний контракт закончился, и два года назад специалист перебралась в Вольск, купила там квартиру и теперь работает в одной из городских поликлиник."
Прошел год, и приключилась новая беда: уволился фельдшер. Выпускник Вольского медколледжа положенный год отработал. Начинающий специалист получал зарплату чуть больше минималки, жил на съемной квартире. Сейчас молодой человек получает высшее медицинское образование. Вернется ли он на «историческую родину» - большой вопрос. Фактически округ, в котором проживает несколько тысяч человек, обслуживают медсестры, одна из которых уже пенсионного возраста и грозится выйти на заслуженный отдых. Сельчане вынуждены ездить на прием к докторам в вольские поликлиники, из-за чего возникают очереди. Еще один вариант – платные клиники Балакова, но он хорош только для тех, у кого есть лишние деньги и собственная машина.
"Наш округ нельзя назвать выселками, - недоумевает Ольга Викторовна. – До Вольска 15 километров, каждый день автобус делает по 8 рейсов. Добраться до райцентра не проблема. В селе есть работа помимо бюджетных учреждений. И тем не менее к нам ехать из врачей никто не хочет. Я даже разговаривала с директором Вольского медколледжа. В этом году был выпуск – 12 человек, большинство девушки. Так они вышли замуж за военнослужащих и забыли о карьере".
По мнению Ольги Рыжковой, выходом из этого тупика стал бы пункт в контракте – что жилье можно приобретать только там, где работаешь. Вот только где это жилье возьмут главы сельских администраций, неясно.
Глава Черкасского образования Александр Морёнов вообще затруднился сказать, приезжали ли за последние 15 лет молодые медики работать в ФАПы и сельские амбулатории. В итоге имеющиеся врачи трудятся за себя и «за того брата». Дело в том, что в соседнем Покровском образовании вообще нет медиков. Фактически 30 деревень с населением 5 тысяч человек остались без нормального медобслуживания. Сельчанам приходится добираться по бездорожью в ближайшие населенные пункты, где еще пока доктора ведут прием, либо ехать в райцентр.
"У нас медсестрам в амбулатории за 60 лет, педиатр тоже преклонного возраста. Если они уволятся, мы не представляем, что будем делать, - признался Александр Морёнов. – Из Черкасского даже целевиков отправляли учиться на врачей. Один из них сейчас работает хирургом в Вольске, а еще две девушки вообще неизвестно куда делись".