Об этом сегодня рассказала Татьяна Журик, уполномоченная по правам человека Саратовской области на сегодняшнем "круглом столе". Он был посвящен проблемам нарушений прав граждан на благоприятные условия проживания при размещении объектов предпринимательской деятельности.
"Поток жалоб на кафе, бары, салоны красоты, расположенные на первом этаже жилых зданий, - отметила Татьяна Журик. - Причем их поток только увеличивается. Сегодня мы пригласили представителей правоохранительных органов, Роспотребнадзора, представителей бизнес-сообществ. В мой адрес пришла жалоба от жильцов многоэтажного дома. Под обращением стоит 150 подписей. Саратовцы неоднократно обращались в различные органы. Борьба за свои права идет с 2016 года. Я направила в свою очередь запрос в полицию, который остался пока без ответа. Очевидно, что у нас нет межведомственного взаимодействия. Проверки нужно проводить комплексно, особенно в случаях, когда идут коллективные жалобы. Иногда надзорные инстанции выходят на проверку. Но поскольку предпринимателя об этом предупреждают, то он старается устранить все нарушения законов. А затем благополучно все возвращается на круги своя.
По словам Натальи Медведевой, представитель областного управления Роспотребнадзора, такие случаи в реальной практике есть. Даже после посещения предприятия, где формально соблюдены все законы, жалобы повторяются и по второму, по третьему кругу".
"Мы можем применить к бизнесменам меры административного воздействия, - рассказала Наталья Медведева. - Но решение о закрытии или приостановлении деятельности предприятия принимает суд. Зачастую горожане пишут жалобы на организацию, которая еще фактически не осуществляет свою деятельность. К сожалению, с 2010 года мы не можем проверять только что открывшееся предприятие. Плановая проверка проводится не ранее трех лет с момента, когда нам прислали уведомление о начале своей деятельности. Если говорить о внеплановой проверке, то должны быть основания, прежде всего письменные обращения потребителей. Когда речь идет об общепите, то есть несоответствии качества реализуемых продовольственных товарах, то тогда выходим на предприятие без предупреждения. У нас есть объекты, на которых сменяются наименования юридического лица, но собственник остается все тот же. Есть добросовестные бизнесмены, которым достаточно одного предостережения".
Представитель полиции рассказал, что в правоохранительное ведомство поступает много сообщений от граждан, жалующихся на ночную торговлю алкоголем. Эти факты пресекаются, предприниматели штрафуются. С прошлого года повысились санкции за данное правонарушение. С 2014 года полномочия по составление протоколов о нарушении закона о тишине были переданы районным администрациям, стражи порядка лишь направляют материалы проверки.
"У вас мониторинг ведется по бизнесменам, которые регулярно нарушают законы? - спросила Татьяна Журик.
"Закрыть мы их не можем, только по решению суда. Сотрудникам патрульных служб предоставляются адреса, где периодически собираются компании, которые распивают спиртное", - прозвучал ответ.
Общественник Владилен Поляничкин привел единственный случай, когда моментально закрыли торговую точку.
"Рядом с подъездом появился ларек «Продукты из Казахстана», - сказал общественник. - Здесь можно было в любое время купить алкоголь. Начались безобразия, распитие спиртного прямо в подъезде. Обратился в одно ведомство, потом другое… Бесполезно. Пошел в областное министерство экономического развития и сказал: «Вы же доход теряете, они без акцизов работают".  - Моментально закрыли".