Священник Денис Каменщиков рассказал о том, что такое милосердие, и каким оно бывает.

«Дела милосердие, как мы знаем из Священного Писания, верный путь ко спасению. Об этом говорил Христос, на это указывали Святые Отцы. В наше век, когда нередко даже бомбардировки называются гуманитарными, это путь искажен, извращен, запутан. В последнее время я часто думаю, как все-таки идти этим путем, как не погубить человека и себя неразумной помощью? А не идти этим путем нельзя, в притчи о Страшном суде Господь ясно сказал, что отсидеться не получится. Сразу признаюсь, что у меня почти нет готовых ответов на многие вопросы, этот пост – попытка найти их вместе.
Д. Каменщиков.jpgА вообще может ли милосердие быть немилосердным? Может и нередко таким и бывает. Помню, ныне покойный отец Дмитрий Смирнов приводил такой пример: вот сидит в подземном переходе цыганка, у нее на руках ребенок, он все время спит. Спит потому, что его каждый деть пичкают лошадиными дозами димедрола, чтобы он своим плачем не мешал работать. Люди, спешащие по своим делам, кидают в коробку деньги. У цыганки бизнес процветает. И никто не поинтересуется, что это за ребенок, откуда он у нее, что с ним будет дальше? Умрет – достанут другого. На языке преступников такой образ мошенницы кощунственно называется "мадонна". Этот пример, конечно, исключительный, выпуклый, но очень наглядный.
Наверное, каждый из нас множество раз сталкивался с ситуацией, когда на улице к нам вдруг подходит молодой здоровый мужчина и просит денег на билет в какой-то город. Работать он, по его словам, может, но на работу его, по его же словам, никуда не берут. Совсем недавно произошел такой случай. Приходит к нам в храм молодой парень, зовут Данила. Работал в Москве, потому перевели в Саратов, как водится, обманули, денег нет, домой, в Белоруссию, ехать надо. В общем, нужно на билет. Да, действительно, казалось бы, попал человек в ситуацию. Да вот незадача! Эту же историю он рассказывал нам же два года назад. Забыл, бедняга, что в нашем храме уже был. Я его сразу узнал и свещница тоже узнала. Ладно, может быть, мы ошиблись, а человек, действительно, в беде. Предложили заработать хотя бы часть из тех денег, что он просит на билет. Он согласился. Я попросил пономаря выдать ему лопаты, чтобы раскидать снег. Работа минут на 30-40. Обещаю заплатить 500 рублей. Через какое-то время спрашиваю нашего пономаря, "как там Данила, работает?" "Какой Данила? - отвечает. - А... этот парень! Так он и не начинал, сразу ушел." Это относительно того, что не берут на работу.
Лет семь назад ездили мы с товарищем в соседнюю епархию, в центр поддержки женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Ездили с целью перенять опыт. Центр располагался в достаточно большом кирпичном здании, восстановленном практически из руин. Руководитель центра показывает нам помещения: вот зал, оборудованный для обучения на мастера-парикмахера, вот здесь кабинет, где могут обучить на швею.
- Кто-нибудь из Ваших подопечных учится? – спрашиваю.
- Нет. Есть у нас одна женщина, которая хочет учиться. Правда не на парикмахера и швею, а на ветеринара.
(Честно говоря, я не понимаю, как святой праведный Иоанн Кронштадтский смог организовать свой Дом трудолюбия, как сподвигал людей на работу? Быть может, люди были другие?)
Тут возникает такой вопрос: как помогать таким людям, чтобы не навредить и им и себе, чтобы не приучить их к такому иждивенческому образу жизни?
И еще один вопрос: неужели в наше время действительно все, кто просит, все сплошь лентяи и бездельники? Конечно, нет. Живет среди нас очень много людей, кто, как в воздухе, нуждается в нашей помощи. Правда, они о помощи просить не привыкли.
Есть у меня знакомый батюшка, который до недавнего времени служил в большом, но бедном городском храме. У батюшки трое детей. Случалось так, что в летние периоды ему по три месяца не платили зарплату. Причем все было по-честному, настоятель не получал заплату вместе со всеми.
- Как же вы жили? – спрашиваю.
- Вот выезжаю я из дома на службу – у меня 50 рублей на проезд в кармане, и больше денег нет, даже обратно приехать не знаю на что. Люди помогали. Питались крупами, которые прихожане на канон приносили. Большой проблемой было молоко – детям каша на молоке нужна…
Наверное, нужно помогать всем, кому можешь, но, на мой взгляд, прежде всего, следует обратить внимание на своих церковных тружеников. Хотя я уверен, что если бы наши замечательные волонтеры знали об описанной ситуации, они бы обязательно помогли.
Получается, что по большому счету перед нами стоят два вопроса: кому помогать и как помогать? Огромная часть работы в деле милосердия заключается в поиске тех людей, которые действительно нуждаются в помощи. Как правило, их не видно и не слышно. Они стесняются своей беды, не хотят никого тревожить.
И второй вопрос: как помогать? У кого-то из Святых Отцов, кажется, у святителя Игнатия Брянчанинова, я встретил потрясающую мысль: "Милостыня духовная выше милостыни телесной, как душа выше тела". В точку! Немалой проблемой современной церковной благотворительность является прекос в материальную помощь. Так проще, быстрее и … громче. Конечно, когда человек голоден, прежде всего, его нужно накормить хлебом телесным, а потом предложить духовный. Когда наг, сначала нужно одеть, но не останавливаться на этом. Вероятно, Господь и послал ему эти скорби и трудности, чтобы он изменился, а не просто поел, отоспался и пошел дальше. Ведь всегда нагота и голод имеют духовную природу, мы видим лишь следствия внутреннего раздрая человека.
Для того же, чтобы научиться помогать не только материально, но и духовно, нужно приобретать опыт, вдумываться в каждый свой шаг. Милосердие – это великое искусство, овладеть же этим искусство – задача на всю жизнь», - рассказал Каменщиков.

Автор Артур Авдеев