Владельцы дач близи водоема не имеют права подъезжать к своим участкам на машинах, но их обещали за это не штрафовать.

Необходимость развивать инфраструктуру для дикого туризма обсуждают на рабочем совещании комитета по спорту, туризму и делам молодежи Саратовской областной Думы. Депутаты и чиновники пытаются найти компромисс: любители отдыха на природе жалуются на невозможность подъехать к водным объектам и спустить лодку, муниципальные чиновники не довольны количеством мусора, который оставляют после себя многие отдыхающие.
"Люди едут к красивым объектам у воды и не знают, что являются нарушителями, - отметил председательствующий Станислав Денисенко. - В Энгельсском районе целые дачные массивы расположены ближе 200 метров к Волге, и там нет дорог с твердым покрытием. Получается, что дачники нарушают закон".
По словам Алексея Федорова, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям, 99% протоколов за нарушение водного законодательства составляются в отношении тех, кто приехал отдохнуть или лодку спустить, ни одну движущуюся машину в 200-метровой от воды зоне не останавливали.
"В Пристанном был скандал - человек написал в ГИБДД, что вдоль береговой линии движутся транспортные средства, - сообщил парламентарий Александр Нараевский. - Они приехали, выписали протоколы, не разбираясь, есть там твердое покрытие или нет. Люди эти штрафы оплатили. За три года подобных штрафов насобирали на 700 тысяч рублей. У нас каждая машина проходит технический осмотр, соответственно, никаких течей масла не может быть. Больше вреда наносит лодка с двухтактным мотором, чем стоящая на берегу машина".
Привлекательным для туристов является Воскресенский район, куда люди приезжают на больших машинах с лодками на прицепах.
"Мы проводим рейды по предотвращению купания в необорудованных местах, - поведал Денис Павлов, глава Воскресенского района. - Ни одного местного там нет, одни приезжие, которые оставляют после себя горы мусора. И этот процесс не управляемый. У нас поле, где проводим фестиваль воздушных змеев, с уникальными цветами и травами, и там все изрезано проселочными дорогами. Такое количество приезжих, что местным уже невозможно подойти к воде, хотя они купаться идут пешком. И ограничения должны быть. В Воскресенском районе отдела ГИБДД нет, правоохранители могут провести рейды наездом, но за это лето ни одного не было. А можно за день выписать штук триста протоколов. Мы по организации дикого отдыха сейчас находимся на уровне 90-х годов прошлого века. У нас нет кемпингов, где могли бы туристы организованно оставить машины, но не вблизи берега. До воды можно и пешком прогуляться".
Парламентарий Юлия Литневская напомнила, что природа - это не просто ресурс, а достояние, которые мы должны беречь.
"Получается, что обустройство береговой линии у нас развивается каким-то партизанским способом, - добавила Юлия Литневская. - Нужно ставить указатели, где имеются оборудованные спуски для лодок. Люди не знают о бесплатных спусках. Попробуй найди, где, не нарушая закон, можно отдохнуть на реке".
Участники совещания озадачились вопросом размещения мусорных контейнеров в местах массового отдыха людей, как например, у Утеса Степана Разина. Однако, по словам Дениса Павлова, баки должны устанавливаться только в радиусе 100 метров от жилых домов.
Что же касается садоводов и дачников, все они действительно являются нарушителями закона, подъезжая на машине к своему участку, если он расположен ближе 200 метров от воды. Однако, по заверениям прокуратуры, ни один дачник от данного закона не пострадал.
"Есть два вида нарушителей: заложники ситуации, чьи дома и дачи попадают в охранную зону, и злостные нарушители, которые знают, что преступают закон, - пояснил Владимир Гончаров, начальник управления природопользования министерства природных ресурсов и экологии региона. - Мы не привлекаем тех, кто вынужденно нарушают закон, они должны как-то домой попадать. Штрафуем только тех, кто ставят автомобили у воды, моют их, разводят костры".
"Данный закон применяется только в отношении суперзлостных нарушителей, - согласился Виктор Ростов, Саратовский межрайонный природоохранный прокурор. - Люди приезжают отдыхать и моют машину в Волге, и не стоит уповать на то, что они пойдут в магазин и принесут региону деньги. Они купят две пачки "доширака", а потом еще выкинут упаковку в месте своей стоянки. Если у дачника есть желание покататься на лодке, он также должен отправиться к месту оборудованного спуска".
Виктор Ростов отметил, что в последние время ведется много разговоров о развитии экотуризма и при этом постоянно упоминаются машины.
"Я был с внучкой в этом году на побережье Черного моря, мы ходили эко-тропой, там даже закурить нельзя, и можно только ходить с рюкзаком и палочкой, никаких автомобилей, - поведал Виктор Викторович. - В Подмосковье вы никуда не сможете подъехать к берегу водоема. Снимать запреты - это путь в никуда. Вред окружающей среде должен быть минимальным".

Автор Екатерина Голубева