Федеральные законы обязывают собственника или пользователя объекта культурного наследия нести бремя его содержания.

В Саратовской области действует закон, согласно которому собственники объекта культурного наследия регионального значения либо пользующегося им на основании договора безвозмездного пользования областное правительство должно компенсировать произведенные за счет собственных средств затраты на работы по сохранению данного объекта.
На практике данный закон не действует из-за недостатка финансирования.
«В связи с проведением мероприятий, необходимых для профилактики и борьбы с коронавирусом COVID-19, бюджетные средства на выплату компенсаций в бюджете Саратовской области на 2022 год не предусмотрены», - сообщил руководитель управления по охране объектов культурного наследия региона Владимир Мухин.
В этой связи чиновник попросил приостановить на следующий год действие данного закона.
Кроме того, Владимир Мухин указал на противоречие в законодательстве: федеральные законы обязывают собственника или пользователя объекта культурного наследия нести бремя его содержания. В сложившейся ситуации отсутствует правовая определенность в понимании юридической природы компенсационной выплаты классификации конкретных видов работ, подлежащих компенсации, а также выработанного единого механизма правового регулирования.
«Вместе с тем следует учитывать, что собственник объекта культурного наследия регионального значения имеет возможность компенсировать произведенные им затраты по сохранению объекта культурного наследия при продаже или ином отчуждении объекта культурного наследия, определив его стоимость с учетом произведенных работ, - добавил Владимир Мухин. – В случае, если произведенные работы будут компенсированы собственнику за счет средств областного бюджета, собственник отреставрированного объекта культурного наследия при его отчуждении получит дополнительную выгоду в размере выплаченной ему компенсации».
Народные избранники поинтересовались, сколько памятников регионального значения находятся в частной собственности.
«В собственности области находятся порядка 15% объектов культурного наследия региона, - пояснил Владимир Мухин. – Остальные памятники находятся в муниципальной, частной или федеральной собственности. Сейчас мы говорим о том, что действующие нормы не имеют возможности исполнения. Необходимо приостановить действие закона для проработки положений данной нормы».
Парламентарии также отметили еще одну коллизию: чем больше средств собственник вкладывает в объект культурного наследия, тем с каждым годом выше становится его кадастровая стоимость, а, следовательно, растет и размер начисляемого налога на имущество.
«Памятник архитектуры – это чемодан без ручки: и бросить нельзя, и нести невозможно, - уверен народный избранник фракции КПРФ. – У нас в регионе десятки памятников остаются без охраны, они растаскиваются и разворовываются».

Автор Екатерина Голубева