С середины апреля в Забайкальском крае свирепствуют сильнейшие степные и лесные пожары. Жара и порывистый ветер привели к тому, что поджигаемая людьми трава и мусор и оставленные без присмотра пепелища превратились в прожорливого монстра, уничтожающего на своем пути не только растительность, но еще и жилые поселения, диких и домашних животных, машины и сельскохозяйственную технику.
На борьбу с разбушевавшейся и вышедшей из-под контроля стихией были брошены все специализированные службы. Но даже этих сил оказалось недостаточно, поэтому на подмогу ликвидаторам пришли отряды добровольцев из самых разных уголков страны.От Саратовской области к терпящим бедствие людям прямым рейсом в Читу вылетели трое профессиональных сотрудников областной службы спасения. Специально для этого вызвавшиеся добровольцами спасатели досрочно взяли отгулы и отпуска сроком на месяц.
От Всероссийского корпуса студенческого корпуса спасателей подали заявку на участие в командировке добровольцами трое саратовцев: Сергей Чертков, Александр Курамшин и Максим Золотарь отправились в Забайкалье. С 1 мая им предстояло работать в нескольких населенных пунктах - Усть-Ималке, Борзя и Шара. Как профессионалы вошли в состав сводного отряда добровольцев ВСКС.
- В свое свободное время ребята решили принять участие в мероприятии, направленном на помощь людям, - рассказал начальник службы спасения Саратовской области Юрий Юрин, - а поскольку они официально находятся в отпуске и являются студентами Саратовского архитектурного-строительного колледжа, то как раз подпадают под критерии добровольчества. На месте они выполняют разбор завалов, оказывают помощь населению, используя альпинистское снаряжение, поскольку имеют допуск к промышленному альпинизму, проводят поисковые мероприятия в труднодоступных местах - на высоте и в колодцах, которые остались от домов, производят разбор конструкций, по заявкам находят и передают жителям личные вещи, которые могли остаться на пепелище.
Все трое являются опытными промышленными альпинистами. Сергей Чертков является начальником поисково-спасательного подразделения, Александр Курамшин является капитаном команды службы спасения на соревнованиях по многоборью спасателей. Это достаточно опытные ребята.
Участвовать в добровольческих операциях Александру Курамшину не привыкать. В 2013 году он был одним из тех, кто тоже боролся с разгулом стихии на Дальнем Востоке, правда, уже другой - сильнейшим наводнением. И там тоже были огромное отчаяние и глаза людей, в один момент потерявших все. Но именно мужество населения, которое пытается выжить, несмотря ни на что, и оправдывает все тяготы миссии добровольца: практически отсутствующую мобильную связь и Интернет, невозможность толком смыть с себя грязь, так как топить баню ребята решаются лишь по ночам, чтобы не мешать местным.
Для обеспечения людям доступа к чистой питьевой воде спасателям приходится спускаться на глубину и чистить колодцы.
- Мы провели около пятнадцати спусков, и только десять колодцев удалось очистить, - признался Александр. - Некоторые колодцы даже не пришлось чистить, потому что дома, к которым они относились, выгорели полностью. Мы с товарищами впервые увидели пепелище, по внешнему виду которого было даже сложно предположить, что когда-то там стоял дом - такой силы был прошедший по ним раздуваемый ветром огонь. Единственными уцелевшими ориентирами остаются кирпичные печи. Все остальное выгорало полностью, так что даже невозможно было определить, какого масштаба строение там находилось. В некоторых домах было проведено отопление. И я впервые в жизни увидел, как от огня оплавились старые чугунные батареи еще советских времен. А ведь чугун начинает плавиться при очень высоких температурах. Для меня это зрелище стало шоком. Когда местные рассказывали нам о том, как спасались от стихии сами и спасали свои вещи, многие поступки поразили нас своей храбростью. Когда люди узнают, что на них надвигается шквалистый ветер с огнем, им приходится выбирать, что спасать - дом или скот. При этом не факт, что они не лишатся и первого, и второго. Вообще Забайкалье - это очень суровое место. И помощь, которая сейчас больше всего требуется пострадавшим - к сожалению, больше психологическая. Среди них много пожилых людей, у которых попросту не хватает физической активности для того, чтобы, к примеру, заново отстроить сгоревший загон. При этом я молчу про тех, у кого полностью сгорело жилье. Сейчас они находятся в центрах временного размещения или уехали к родственникам.
Когда саратовский добровольческий отряд сможет вернуться обратно, пока не известно. В лучшем случае это случится через неделю. И тогда у ребят еще останется кусочек отпуска для того, чтобы хотя бы ненадолго забыть о работе и наконец отдохнуть. Хотя сами спасатели признаются, что ни капли не жалеют о принятом решении, потому что все равно не привыкли "сидеть сложа руки" - особенно, когда в их помощи нуждаются люди.