В то время, как местные учреждения культуры постепенно завершают сезон и мирно расходятся "на каникулы", в Саратовской областной филармонии разгорается очередной скандал. И снова - с участием фольклорного ансамбля "Балаган", само существование которого, похоже, не дает покоя руководству концертной площадки вне зависимости от того, кто находится в директорском кресле.

Уже в который раз деятельность коллектива пытаются максимально коммерциализировать за счет проводимых сверху жестких реформ. Вот только теперь артистам предложили зарабатывать на зрителях, сделав их материально ответственными за каждое пустующее место в зрительном зале.Балаганчик
Сама по себе идея, казалось бы, не нова. Ведь доходы концертных коллективов напрямую зависят от успешности их эстрадной деятельности. Однако смелым новаторским шагом со стороны учредителя "Балагана" на сей раз стала попытка обязать музыкантов взвалить на себя еще и обязанности менеджеров, чтобы тем самым увеличить посещаемость собственных выступлений. Теперь, согласно новым утвержденным администрацией нормативам, коллективу предстоит за год спеть перед 9600 людьми. Как утверждает художественный руководитель "Балагана" Александр Куриленко, его подопечных просто поставили перед данным фактом после того, как артисты закрыли сезон, сделав это с гораздо лучшими показателями, чем ожидалось.
- Сейчас по новым правилам оплаты труда главным показателем становится не количество концертов, а количество зрителей, - говорит Александр Куриленко. - Такая постановка вопроса ставит все творческие коллективы в некий тупик и заставляет задуматься над тем, что для нас важнее - концерты или зрители? Во-первых, мы не можем контролировать количество зрителей, потому что не участвуем в процессе продажи билетов. Этим занимается администрация. Во-вторых, как только убирается графа с количеством концертов в месяц, в год, то теряются единицы исчисления. И при условных десяти тысячах зрителей в год можно дать один концерт на стадионе и потом целый год "курить бамбук", либо у тебя может быть по сто человек на концерте, и ты будешь их до бесконечности "работать". Когда такие показатели эффективности переносятся на творческий коллектив, он становится заложником работы администраторов.
Но администраторы не несут ответственности, а в положении не прописано, кто несет ответственность, если на концерте вместо планируемых ста человек окажется всего пятьдесят.
- Выступив на таком концерте, я автоматически становлюсь должником, и вместо одного выступления мне придется выступать дважды, - добавляет Куриленко. - Мы никак не можем контролировать эту ситуацию. Хорошо еще, если мы приезжаем на концерт, и есть гарантии - например, мы твердо знаем, что продано двести билетов. А если мы едем и не предполагаем, сколько народу там будет, то автоматически попадаем в эту ловушку. Но у нас одно из слабых звеньев - это административный корпус. Администраторов мало на такое количество коллективов - они просто не успевают вырабатывать чисто физически.
Однако концертная деятельность, как известно, подвержена и множеству других рисков: не лучшим образом на ней сказываются карантинные мероприятия и погодные катаклизмы - такие, как, например, сильнейшие снегопады, не далее, как этой зимой помешавшие зрителям добраться до концертных залов.
- Теперь мы будем уповать на администраторов, которые тоже будут ломать голову над тем, где же им набрать зрителей, - вздыхает руководитель "Балагана". - А где их набрать, если учесть, что большинство концертов, которые устраивает филармония, дается в школах, оборудованных залами на сто и даже меньше мест. То есть, на каждом таком концерте мы теряем. И чтобы выйти на те показатели, которые нам предлагают, мы там должны дневать и ночевать.
По мнению Куриленко, нововведения грозят обернуться катастрофическими последствиями для его подопечных, вплоть до того, что коллектив будет признан нерентабельным. Впрочем, со стороны кажется, что именно такую задачу и преследует дирекция учреждения во главе с Анэтой Николаевой. Как и ее предшественница Елена Ченченко, сменившая место работы после скандала с голодовкой, объявленной коллективом "Балагана" летом 2017 года в ответ на принятые руководством жесткие меры по "оптимизации" штатной численности ансамбля, Николаева, как можно судить, ищет способы избавиться от коммерчески не выгодного продукта. По всей видимости, забывая о том, что фольклорный коллектив с тридцатилетней историей уже заслужил право называться одним из культурных брендов региона.
- Администрация Филармонии очередной раз данным документом показывает свою несостоятельность управлять этой организацией, перекладывая свои обязанности на плечи низкооплачиваемых сотрудников - артистов, - считает артистка "Балагана" Елена Вторникова. - Самые низкие зарплаты в Филармонии получают артисты ансамбля «Балаган».
Непростая ситуация, выплеснувшаяся волной возмущения на страницы соцсетей, не осталась незамеченной региональным министерством культуры, инициировавшим проведение экстренного закрытого рабочего совещания с непосредственными участниками конфликта и представителями профсоюзной организации. Насколько результативной оказалась встреча, покажет время.

Автор Екатерина Вельт