В администрации планируют разработать концепцию.
Граффити и муралы, причем огромных объектов, появляются на саратовских улицах, как грибы после дождя, и вызывают возмущение общественников и архитекторов.
На заседании Градозащитного совета при Саратовской областной Думе общественница Марина Карачаровская пояснила, что гигантские муралы являются заказными работами, которые согласованы с государственными структурами. Граффити обычно меньше по размеру и ни с кем не согласовываются.
"Есть еще теги, их ставят в основном 11-летние дети, - добавила Марина Карачаровская. – Администрации закрашивают их серой краской (как правило, эта краска, оставшаяся от покраски столбов, - прим. автора), поверх появляются новые теги. В итоге здания становятся похожи на лоскутное одеяло".
Культура заказных муралов обрела большую популярность не только в нашей стране, но и за рубежом.
"Подход везде разный, - добавила общественница. – В Челябинске муралами расписывают однотипные дома в спальных районах. У нас же их размещают в историческом центре города, в результате нас окружают коты, Янковские, которые приходится наблюдать всем на протяжении длительного времени, не все с этим согласны".
По мнению Марины Карачаровской, именно муралы представляют самое большое зло, поскольку они висят годами.
"Граффити зачастую небольшие, и авторы стараются настолько их вписать в общий пейзаж, что они не бросаются в глаза, и даже становятся изюминкой, элементом туристической привлекательности, - пояснила свою позицию Карачаровская. – Что касается тегов, тут мы ничего не сожжем сделать, нужно воздействовать через образовательные структуры администрации".
Общественники сошлись во мнении, что для муралов необходимо выработать критерии, где их можно размещать.
"Город заполнился визуальным шумом, - согласился председатель Градозащитного совета Владимир Лешуков. – Если сравнить со съемками пятилетней давности, город был не таким раскрашенным. Мода на муралы стала всеобъемлющей и тотальной. Например, "Лицо времени" - грубое вмешательство в исторический центр. Но вместо того, чтобы его убрать, согласовали еще один мурал.
Осталось на консерватории нарисовать медвежонка или котенка. Практика эта порочная, надо с этим что-то делать. В центре города муралов в принципе быть не должно".
Актами вандализма считает граффити и теги главный архитектор Саратова Анастасия Пузанова, поскольку закрашены практически все объекты культурного наследия.
"Я пробовала сама применять разные средства, чтобы хотя бы оттереть металлические поверхности, не берет, - призналась Анастасия Пузанова. – Что касается муралов, они в основном проходят в рамках областного конкурса, их с нами не согласовывают. Недавно хотели разместить мурал на здании на углу улиц Некрасова и Волжская, не разрешали как раз из-за того, что нельзя менять фасад объекта культурного наследия. К нам же единственный раз зашли, когда хотели на торце здания рядом с консерваторией котов нарисовать, мы отклонили".
В администрации планируют разработать концепцию.
"Стрит-арт сложно регламентировать, - отметила Анастасия Пузанова. – Необходимо выбрать конкретные места, где они могут размещаться. Понятно, что нас это не обезопасит от детей, которые прыскают из баллончиков, и поймать их сложно".