Росстат выдал очередную порцию данных об изменении цен на ряд товаров и услуг в 2018 году.

Общий уровень инфляции составил 4,3%. Однако «борщевой набор» взлетел в цене значительно сильнее. Например, стоимость капусты выросла за год почти на 70%, лука – на 33%, моркови – на 22%. Примечательно, что овощи входят в продовольственную корзину и составляют основу рациона жителей Саратовской губернии.
Последние сведения, опубликованные Росстатом, тот редкий случай, когда официальные цифры совпали с ценниками в магазинах. Цены на овощи в сетевых магазинах пугают горожан. В разгар лета килограмм отечественного болгарского перца стоит до 70-80 рублей, импортный и вовсе - 300 рублей, моркови - 35-40 рублей, стоимость импортной картошки доходила до 70 рублей.
Этот год, похоже, запомнится, именно овощной инфляцией. К примеру, за март капуста подорожала на 41,5 %. Это при том, что является культурой, урожай которой приходится на позднюю осень. То есть зимой и весной ее запасы должны быть самыми значительными. Но что-то пошло видимо не так, и ранее самый дешевый овощ из супового набора по цене обогнал картофель, лук, свеклу и сельдерей.
Стоимость моркови только в первые три месяца 2019 года выросла на 21%. Можно, конечно, сослаться, что этот корнеплод выращивается в открытом грунте, а климатические условия России позволяют собрать новый урожай только в начале лета. Но тогда почему обычный репчатый лук подорожал на 33%? Приблизительно на столько же выросла цена и на помидоры, которые круглый год повсеместно созревают в теплицах и только с июля в продажу поступили томаты, выращенные в открытом грунте.
По мнению экспертов, всему виной засуха в Европе. Излишки европейских овощей остались на внутреннем рынке, а не пошли на экспорт. Туда же ушел и египетский картофель. Также сократился импорт из Азербайджана, где власти ввели запретительные меры на вывоз картофеля, чтобы стабилизировать ситуацию на рынке внутри страны. Сказались на оптовых ценах и неблагоприятные погодные условия в России.
Саратовские фермеры новости о бешеной «овощной» инфляции воспринимают с недоумением. Закупочные цены на так называемый «борщевой набор» остаются неизменно низкими, почти копеечными на протяжении последних нескольких лет.
- Я сомневаюсь, что в нынешнем году перекупщики предложат больше 18-20 рублей за мою продукцию, - вздыхает фермер Юрий Мотолыгин из Базарно-Карабулакского района, выращивающий картофель. – Хотя данный год в нашем регионе будет неурожайный – слишком мало было дождей. По идее стоимость в закупке должна подорожать. Однако за последние несколько лет я только лишь сокращал посевные площади под картошкой. Чтобы выращивать картофель на сотне гектаров, нужен полив, а это большие затраты. Резкого роста спроса на картошку я не вижу. Ориентируюсь, в основном, на мелкий опт, поэтому продаю ее на саратовских рынках. В последнее время отметил такую тенденцию - горожане не закладывают, как раньше, по осени овощи в погреба на зиму. Максимум покупают по одному - два мешка. Да и многие сельчане забросили огороды и приобретают овощи в магазинах либо покупают по низким ценам еще с осени.
«Выход в ноль» - так характеризует итоги своей работы руководитель фермерского хозяйства Павел Щеренко из Энгельсского района. Дело доходило до того, что капусту приходилось оставлять на зиму в полях. «Вместо покупателей кочаны съели зайцы», - невесело шутит фермер.
- Если весной закупочная стоимость капусты достигала 60 рублей за килограмм, то сейчас всего 4 рубля, - признался руководитель хозяйства. – Такая непредсказуемая ситуация с ценами «рубит под корень» наш бизнес. Все овощеводческие хозяйства Энгельского района, на мой взгляд, могли бы обеспечить «борщевым набором» весь наш регион. Но вместо этого горожанам приходится приобретать дорогие импортные овощи или привозные из других областей.
По мнению Павла Щеренко, местным фермерам по-прежнему практически невозможно пробиться со своей продукцией на полки сетевых супермаркетов, даже с помощью поддержки чиновников областного правительства.
- Прямой договор о поставке у нас заключен только с «Магнитом», - сообщил энгельсский овощевод. – И то овощи мы привозим в распределительный центр. А о дальнейшей логистике товара нас в известность не ставят. Возможно, часть и попадает в саратовские магазины. Мы вынуждены продавать свою продукцию за копейки, при этом посредники еще кладут себе маржу в 10-15% в карман. А весной вынуждены то лук на помойку выбрасывать, то картошку задаром раздавать, поскольку спроса нет на эти овощи.
В Европе, поясняет Щеренко, совершенно иная система сбыта. Там лук, томаты, огурцы, основной объем фруктов фермерские хозяйства продают только через распределительные центры, которые заранее оповещают об уровне закупочных цен. Соответственно, и конечные цены для потребителей более предсказуемы.

Автор Елена Горшкова